Издательство Corpus выпустило захватывающее науч-поп исследование Натальи Конрадовой «Археология русского интернета. Телепатия, телемосты и другие техноутопии холодной войны». Книга, по словам автора, рассказывает об истории техноутопий и воображаемого будущего в контексте холодной войны и советско-американских отношений; о том, как одни медиафантазии сменялись другими или снова становились актуальными, а также о том, как с завершением холодной войны и началом глобализации наступил крах светлого будущего — самой фундаментальной утопии модерности, которая уступила место фантазиям о прошлом.
С любезного разрешения издательства журнал «Будущее» публикует отрывок из 5-й главы «Русские идут!», в которой речь идет о том, какими путями советские пользователи получили доступ к интернету. И если в 1984-м «представить себе подключение СССР к интернету было совершенно невозможно: никто не ждал, что из-за железного занавеса вдруг выйдут живые люди», то августовские события 1991 года сыграли колоссальную роль в приобщении к тому, что нам теперь известно, как «Всемирная паутина». Вы удивитесь, но первые интернет-«срачи» не потеряли актуальности и по сей день.
Августовский путч: мечта западных интернет-пользователей сбывается
В августе 1991 года, чтобы предотвратить утечки информации о событиях в Москве на Запад, члены ГКЧП выгнали из страны представителей иностранных СМИ и взяли под контроль телевидение и газеты. Из традиционных средств массовой информации, то есть прессы, теле- и радиокомпаний, путчистам не подчинились только региональные. Например, радиостанция «Эхо Москвы», которая после отключения передатчиков продолжала вещание через телефонный аппарат.
Один из организаторов путча, председатель КГБ Владимир Крючков, теоретически мог знать о существовании интернета и о том, что в СССР уже есть доступ в Сеть. По свидетельствам сотрудников разных НИИ, уже к концу 1980-х годов спецслужбы начали интересоваться новыми технологиями, хотя еще и не понимали, как их контролировать. Однако в дни путча никто из организаторов переворота не заинтересовался интернетом, и именно через него произошла глобальная, во всех смыслах, утечка о происходивших событиях.