Photo: Bettina Stöß / Staatsballett
Берлинский Staatsballett решил не показывать в этом сезоне балет «Щелкунчик», под Рождество успешно отбивавший вложенные в него в 2013 году 1,5 млн евро. Как расистский, сексистский и транслирующий колониальные стереотипы. Следом из репертуара (пока на сезон) исчезла «Баядерка». Учитывая, что классика — единственный наш полноценный вклад в мировой балетный репертуар, в случае ее отмены торговать русскому балету на Западе будет нечем.
Плоды просвещения
Осенью 2020-го исполняющая обязанности интенданта берлинского Staatsballett Кристиане Теобальд сообщила на сайте театра о том, что намерена проверить репертуар с целью «выявить устаревшие и дискриминационные способы исполнения, а также увидеть и переоценить традиции в новом свете». Несколько дней назад в интервью, опубликованном в Bild и Berliner Zeitung, фрау Теобальд отчиталась о проделанной за год работе. Искомые недочеты выявлены в балете «Щелкунчик», а точнее в двух его танцевальных эпизодах — китайском танце и арабском. В первом семенящие китайцы отражают стереотипные представления об Азии, неуместные в постколониальном мире. Во втором оскорбительным пережитком выглядят «дамы из гарема» и темный телесный грим солиста. За эти два-три момента весь огромный спектакль Юрия Бурлаки и Василия Медведева, созданный на основе оригинальной версии «Щелкунчика» (1892) в Мариинском театре, отправлен в запасники — пока неугодные эпизоды не будут исследованы и переработаны.
Собственно, все то, что руководство Staatsballett в «Щелкунчике» «выявило», всегда было на виду и никогда не маскировалось под что-то другое. «Дискриминационные моменты» — такая же составляющая русских балетных блокбастеров, как бутафорские змеи, цветочные гирлянды и нескончаемые дивертисменты, где «танцы народов мира» демонстрируют как экзотический колониальный трофей вперемежку с попугаями и тигриными шкурами. За эти «аутентичные» моменты их и покупали.