Фото: «Газпром»

Новости о газовом рынке в Европе читаются как детектив. К берегам Европы приближается флотилия со сжиженным газом из США. «Газпром» впервые с декабря пустил газ по трубопроводу Ямал-Европа — и снова перекрыл задвижку. Между тем, холода в Европе (и США) продолжаются, а синоптики обещают скорое резкое потепление и раннюю весну. И главная интрига: сможет ли «Газпром» заработать на газовом кризисе?

США направили в Европу «газ свободы», гласит заголовок статьи в WSJ. В январе 2022 года около 70% экспорта СПГ из США было отправлено в Европу за счет сокращения поставок в Азию и другие государства американского континента — при том, что еще в январе 2021 года на Европу приходилось только 20% экспорта американского сжиженного газа.

Замерзающую Европу в этом году спасали не только США: флотилии с СПГ направил и Катар. Не ради свободы, а ради выгоды: впервые цена сжиженного газа в Европе превысила цену в Юго-Восточной Азии. Еще в июне прошлого года сентябрьские фьючерсы на газ в ЮВА торговались по $500 за тыс. куб., в то время, как европейские фьючерсы на поставки газа вплоть до марта текущего года стоили не дороже $400 — а этой зимой европейские цены уходили далеко за $1000. К тому же, в Юго-Восточной Азии нынешняя зима выдалась теплой, а газохранилища во многих странах были достаточно наполнены.

Тем не менее, демонстративная переброска СПГ в Европу удалась: газовые цены пошли вниз. Прогнозы синоптиков о том, что конец зимы будет теплым, а весна — ранней, также способствовали тому, что цены стали опускаться ниже $1000 за тыс. куб. (менее 77 евро за 1 Мвт/ч. на хабе в Нидерландах).

На этом фоне «Газпром» оказался в сложном положении. С лета 2021 г. компания начала снижать объемы транспортировки топлива, а с начала 2022 г. на фоне геополитических обострений поставки упали до минимума, напоминает основатель телеграм-канала bitkogan, профессор ВШЭ Евгений Коган. Да, это и стало причиной резкого роста цен на газ в Европе — но выгоду от этого получили другие поставщики.

Впрочем, рост цен дал «Газпрому» возможность заключать новые долгосрочные контракты по более высоким ценам — от $730 осенью. И сейчас, хотя цены и упали о декабрьских максимумов, цены еще много выше прежних и «Газпром» ориентируется именно на них в переговорах с Европой.

Более того, договариваясь с «дружественными» странами о заключении контрактов по прежней или сниженной цене, компания оговаривает объем поставляемого по скидке газа. Например, для Сербии президенту страны Александру Вучичу удалось договориться о сохранении прежней цены — $270 за тыс.куб., однако к концу декабря основное газохранилище страны «Банатский двор» оказалось опустошенно и Сербии пришлось закупать дополнительные объемы газа уже по $790.

Тем не менее, очевидно, что получить профит от еще высоких цен на газ «Газпрому» хочется. Так что геополитическая напряженность спала донельзя вовремя. Однако надолго ли?

Доживем до весны