Канцлер ФРГ Олаф Шольц на встрече НАТО и G7 в Брюсселе 24 марта 2022 года. Фото: Michael Kappeler/ dpa/ Global Look Press

Канцлер ФРГ Олаф Шольц на встрече НАТО и G7 в Брюсселе 24 марта 2022 года. Фото: Michael Kappeler/ dpa/ Global Look Press

После окончания холодной войны, распада Варшавского договора и Советского Союза европейцы резко сократили расходы на оборону. Изменения в финансировании быстро почувствовали военные, получавшие в годы холодной войны под предлогом борьбы с социалистическим лагерем миллиарды и не знавшие ни в чем отказа. За последние 30 лет немецкая армия утратила былую боеспособность.

«Многие европейские армии снизили свою мощь после окончания конфликта между Востоком и Западом, — соглашается эксперт по обороне и депутат бундестага от Свободной демократической партии Мария-Агнес Циммерман, которая сейчас возглавляет в немецком парламенте комитет по обороне, — но ни одна страна не ослабила свою армию так сильно, как Германия. Закрывались казармы, в 2011 году отменили обязательную военную службу, солдатам и офицерам разрешили разрывать контракты раньше положенного срока, объекты инфраструктуры приходили в упадок и запустение, просьбы военных о приобретении оружия и техники зачастую оставались без внимания».

Грозному в не таком уж и далеком прошлом бундесверу не хватало самого необходимого. Немецкие военные превратились в посмешище всей Европы — из-за дефицита элементарного стрелкового оружия им на учениях НАТО приходилось «стрелять» из палок и деревянных автоматов. В бундесвере привыкли к анекдотам, высмеивающим хроническое недофинансирование оборонного ведомства Германии, дефицит техники и технические проблемы.

Популярен, к примеру, анекдот о том, как немецкий военнослужащий готовился к своему первому прыжку с парашютом. «Ребята,- инструктирует новичков сержант,- когда до земли останется 1000 метров, дернете за этот шнур и парашют раскроется. Если же не раскроется, дернете за этот шнур — раскроется запасной парашют. Внизу вас будет ждать машина…» Солдат прыгает с самолета и дергает один за другим шнуры, как говорил сержант, но ни один парашют не раскрывается. «Чертова немецкая армия!- восклицает он, падая, как камень.- Готов поспорить, что и машины внизу не будет».

В вооруженных силах ФРГ никого не удивляют нелетающие самолеты и вертолеты; неподвижные танки и бронетранспортеры; корабли и подводные лодки, которые не могут выйти в море. Солдаты привыкли ходить зимой без зимней одежды, а генералы — жаловаться, что не в состоянии защищать Германию, не говоря уже о восточных границах Европы.

Новая эра

Через три дня после начала российской военной операции на Украине канцлер Шольц выступил в бундестаге с сенсационным заявлением: правительство отныне собирается уделять повышенное внимание обороне. С этой целью создается фонд для модернизации бундесвера в размере €100 млрд, что почти вдвое больше годового бюджета Министерства обороны ФРГ. Канцлер пообещал увеличить расходы на оборону с нынешних 1,5% от ВВП до 2%. Кстати, военные расходы ФРГ достигнут 2% ВВП впервые после 1991 года.

По словам Шольца, пришло время вооружить бундесвер самым современным оружием, чтобы он мог защищать Германию от врагов.