«В волостном суде (подготовка к наказанию розгами)». Картина Сергея Коровина, 1884. Телесные наказания для крестьян были сохранены в законе и после отмены крепостного права.

«В волостном суде (подготовка к наказанию розгами)». Картина Сергея Коровина, 1884. Телесные наказания для крестьян были сохранены в законе и после отмены крепостного права.

Почему все попытки модернизации и либерализации России за последние 160 лет заканчивались неудачей? На этот вопрос пытается ответить книга российского историка Михаила Давыдова «Цена утопии: История российской модернизации» (готовится к печати в издательстве Новое литературное обозрение). Особое внимание автор уделяет второй половине XIX — началу XX века, времени, когда (цитируем издательскую аннотацию) Россия пыталась реализовать первую в своей истории антикапиталистическую утопию:

Власть и часть общества соглашались, что в индустриальную эпоху можно быть «самобытной» великой державой, то есть влиять на судьбы мира, принципиально отвергая все, за счет чего конкуренты и противники добились процветания, и в первую очередь — общегражданский правовой строй и соответствующие права всех слоев населения.

Как эта утопия предопределила судьбу страны на много лет вперед? С любезного разрешения издательства публикуем главу «Что такое социальный расизм», в которой показаны глубинные корни идейного неравенства, разъедавшего российское общество.