Издательство «Альпина нон фикшн» в июле выпускает одну из важнейших книг в наследии Виктора Франкла, выдающегося психиатра и психолога XX века, создателя логотерапии (терапии смыслом). За книгу «Подсознательный бог. Психотерапия и религия» Франкл получил степень доктора наук, она была зачтена в качестве диссертации. В ней он выдвигает свою теорию «строения» человека, уровней его бытия, включая духовное начало. Эта идея помогает целостному восприятию сложного феномена человека и помогает понять его природу. «Подсознательным богом» Франкл называет совесть, иррациональную и интуитивную по своей природе, присущую и религиозным, и нерелигиозным людям.
С любезного разрешения издательства публикуем главу под названием «Логотерапия и теология», в которой Франкл обсуждает религию как феномен с точки зрения психотерапевта и убедительно рассуждает о разнице в целях религии (спасение души) и психотерапии (ее исцеление).
Религия — это феномен, который логотерапия обнаруживает у человека, пациента, наряду с другими феноменами. В принципе для логотерапии религиозное и нерелигиозное бытие являются со-существующими феноменами, и по отношению к ним логотерапия должна сохранять нейтральную установку. Ведь логотерапия — это направление психотерапии, а последняя — по крайней мере по австрийскому закону о врачебной деятельности — может практиковаться только врачами. Хотя бы уже потому, что логотерапевт как врач давал клятву Гиппократа, он должен заботиться о том, чтобы логотерапевтическая методика и техника были применимы для любого пациента, будь он верующий или неверующий, а также могла использоваться любым врачом, независимо от его личного мировоззрения. Другими словами, для логотерапии религия может быть только предметом, но не отправной точкой. Определив положение логотерапии внутри медицины, обратимся теперь к разграничению ее с теологией, которое, по нашему мнению, можно провести следующим образом.
Целью психотерапии является исцеление души, целью же религии — спасение души. Насколько различны эти две цели, можно судить, исходя из того, что священник при определенных обстоятельствах будет бороться за спасение душ своих прихожан, сознательно рискуя повергнуть их в еще большее эмоциональное напряжение, от которого ему не удастся их избавить.