Unsplash.com
В чем секрет если не счастья, то социального успеха и профессиональной реализации? Практические психологи, педагоги и коучи часто говорят: многое может определить хорошо развитый эмоциональный интеллект, который позволяет управлять собственной жизнью, выстраивать здоровые личные отношения и сохранять рассудительность даже в неблагоприятных ситуациях. С другой стороны, «эмоциональная безграмотность» — источник непонимания, разочарований, личных и профессиональных трагедий.
Эмоциональный интеллект (EI) чаще всего понимается как способность обрабатывать эмоциональную информацию и использовать ее в рассуждениях и других когнитивных действиях или шире — понимать свои и чужие эмоции, управлять и справляться с ними.
Интеллект — это не только способность рассуждать и делать логические выводы: об этом говорили давно. Сто лет назад американский психолог Эдвард Торндайк назвал «дальновидность в межличностных отношениях» социальным интеллектом, о нем же в контексте «понимания поведения других людей и самого себя» Джой Гилфорд рассказывал в лекции, прочитанной в Стэнфордском университете в апреле 1959 года.
Ганс Айзенк считал, что этот тип интеллекта проявляется в способности к социальной адаптации. Впрочем, он его мало интересовал: Айзенк исследовал так называемый «психометрический» (тот, что поддается изменению тестами, то есть IQ) интеллект, который, как он был уверен, «на 70% зависит от биологического и на 30% — от средовых факторов».
Эмоциональный интеллект как особый навык впервые выделил Б. Лойнер в статье «Эмоциональный интеллект и эмансипация» в журнале Praxis der Kinderpsychologie und Kinderpsychiatrie в 1966 году. В научных кругах интереса это тогда не вызвало.