Что нужно для того, чтобы ваша книга стала бестселлером, а Том Хэнкс готовился сыграть вас в кино? В случае Майкла Гейтса Гилла ответ парадоксален: потеряйте высокооплачиваемую работу, пустите под откос собственный бизнес, разведитесь и устройтесь работать в Starbucks, о чем и поведайте с терпеньем и талантом. Книга "Как Starbucks спас мне жизнь" (доступна в русском переводе) стала бестселлером, а ее автор добился известности, которой у него не было и в качестве креативного директора одного из крупнейших в мире рекламных агентств JWT. Я сижу и пишу этот текст в одной из афинских кофеен Starbucks. В пешей доступности от моего дома за последние годы открылось пять заведений под этим брендом. Корпорация из Сиэтла занята трансформированием греческих представлений о напитке, приучая местных жителей к довольно специфическим молочным коктейлям на основе кофе. Уступок местным традициям почти нет: ни греческого кофе (всему миру известного как турецкий), ни излюбленного афинянами фраппе. Дело не в том, что Starbucks – негибкая компания: просто они предпочитают подстраивать мир под себя, как и любая транснациональная сеть. Я пью кофе мокко – он неплох, хотя и ничего особенного. Кафе довольно уютно, хотя туалеты напоминают скорее о российской провинции, нежели о просвещенной Европе. Как и у многих, у меня был период неопределенности в кризис, когда хотелось представлять, что даже в самом худшем случае для меня найдется место, скажем, в кофейной сказке Starbucks. И вот эту сказку я и пытаюсь найти в книге. Гилл в свои почти 70 лет периодически выходит из дома в пять утра, чтобы успеть к открытию кофейни. Он выстаивает смены у кассы, драит полы и туалеты, наводит порядок на столах. Бариста в Starbucks – это не столько специалист по варке кофе, сколько уборщик и кассир. Гилл пишет о требовательных, вежливых, порой грубых клиентах, о коллегах, о тяжкой рутине физической работы – и почти не пишет о кофе. Гилл дошел до такой жизни после того, как его уволили с поста креативного директора JWT, чтобы "дать дорогу молодым". Некоторое время он пытался вести собственный консалтинговый бизнес, прогорел и остался без средств к существованию и страховки – и это при наличии серьезной болезни. Starbucks, по утверждению Гилла, спас его – не только предоставил щедрую страховку, но и помог найти себя. Сын знаменитого автора "Нью-Йоркера" Брендона Гилла, Майкл Гейтс с самого начала жизни имел все, о чем можно мечтать. Выпускник Йеля, он быстро нашел работу в рекламном бизнесе и уверенно шел вверх по карьерной лестнице, пока приведенные им же молодые сотрудники не выжили его из теплого кресла. В Starbucks он познакомился с начальницей магазина Кристалл, баристой Кестером и другими милыми людьми, с которыми Гиллу хорошо, несмотря на возрастные и расовые барьеры. Гилл пишет об афроамериканском коллективе, принявшем белого интеллектуала-неудачника, куда с большей теплотой, чем о знаменитостях прошлого, с которыми он был знаком, от Жаклин Кеннеди-Онассис до Эрнеста Хемингуэя. Гилл о многом умалчивает. Прежде чем бестселлером стала книга о его жизненной неудаче, он, будучи уже уволенным из JWT, писал руководства по успешному бизнесу. Он не упоминает о своем первом браке, об условиях своих исканий и путешествий в молодости (проматывал наследство), о том, почему он не получил от своих детей помощи в трудную минуту. Его жизнь в съемной квартире, где из мебели лишь пластиковые стулья да стол, наводит на размышления – может ли кто-либо повторить за Гиллом его путь аутсайдера. Я смею надеяться, что умею ценить простую жизнь без излишеств. Я совершенно точно не являюсь белоручкой и никакую работу зазорной не считаю, в том числе и работу баристы. Но, прочтя этот 250-страничный гимн Starbucks, я в нем разочаровался. Ждал прикосновения к богеме, мифа о кофе, который бы начинался от мелвилловского Старбака. Однако эта книга – о чистке туалетов, а не о магии кофе. Starbucks оказался такой же потогонкой, что и McDonald's, довольно обычным фастфудом, романтическая легенда которого внутри не привлекательнее, чем пластиковый клоун Рональд Макдональд. В отсутствие же этой легенды кофе оказывается пустым и, что немаловажно в кризис, неоправданно дорогим. Я рад, что Майкл Гилл после тяжких жизненных разочарований пришел к литературному успеху, но, увы, его рассказ о блаженном дауншифтинге, о вдруг обретенном счастье монотонной работы и вежливости коллег не убеждает и не показывает пример. В кризис все мы уязвимы, но я уверился в одном – мою жизнь Starbucks в случае чего не спасет, и Том Хэнкс в кино меня не сыграет. А жаль (смайл).
Кого спасет Starbucks?
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет
Загрузка...