Последователи Виссариона на Храмовой площади во время воскресной литургии в Обители Рассвета. Фото: Сергей Карпов

«У всех, кто встретился с Виссарионом — меняется жизнь», — сказал мне один из жителей Города Солнца, когда ранней осенью 2020 года мы приехали в тупик тайги между Красноярском и Абаканом, чтобы поговорить с последователями Церкви Последнего Завета. Тогда мы знали, что на Виссариона, в миру Сергея Торопа, возбудили уголовное дело. Через пять дней после того, как мы уехали, на Храмовую площадь Обители Рассвета приземлились вертолеты ФСБ, чтобы арестовать Учителя и двух его апостолов — Вадима Редькина и Владимира Ведерникова.

В конце 80-х годов бывший сотрудник ГАИ из сибирского города Минусинска Сергей Тороп осознал себя Христом, который второй раз пришел на Землю. С этого времени Сергей начал миссионерскую деятельность, постоянно путешествуя сперва по советским, а затем и постсоветским слетам любителей эзотерики. В книге «Конец света в одной отдельно взятой стране» антрополог Мария Ахметова говорит о том, что в кризисные времена люди склонны к новым мистическим и религиозным прозрениям, как реакциям на социальную и экономическую обстановку. Именно в такие моменты из народа выходят пророки, появляются новые альтернативные религиозные движения.

Уже в в начале 1990-х годов Виссарион собрал вокруг себя паству, которая вместе с ним ушла в сибирскую тайгу, чтобы спасаться и сохранять себя для поколений, которые переживут апокалипсис. Без малого 30 лет виссарионовцы обустраивали опушку леса и близлежащие села вокруг, их общее число выросло до 5000 подвижников, которые продали свои дома и имущество в городах и уехали жить поближе к Учителю.

После посещения их общины мне показалось, что истиной причиной ареста Виссариона стал прецедент создания общества, альтернативного тому, которое предлагает государство. В самом деле, я не встретил здесь никакого насилия, увидел сотни людей, счастливо живущих и воспитывающих своих детей. Здесь есть подобие базового безусловного дохода: каждый член общины Виссариона гарантировано получает 500 рублей в месяц, чтобы покрыть свои расходы. Кажется, что это мало, но не стоит забывать, что здесь нет товарно-денежных отношений и деньги нужны только для связей за пределами общины. Человек здесь принимает решение исходя из собственных интересов и опыта, в том числе о том, оставаться жить в общине или уезжать. Многие уехавшие, кстати, возвращаются.

24 октября 2022 года Красноярский краевой суд принял решение о ликвидации Церкви Последнего Завета. Это решение оспорят в Пятом апелляционном суде Новосибирска, но окончательный вердикт, думаю, ясен. Не ясно только, что власти собираются делать с таким количеством людей, которые легально живут несколько десятилетий в домах, где слово Учителя зафиксировано в 18 книгах Последнего Завета.