Дитрих Матешиц

Дитрих Матешиц

imago sportfotodienst via www.imago-images.de / Global Look Press

Red Bull Gmbh объявил о кончине основателя и бессменного владельца компании поздно вечером в субботу 22 октября. Вскоре стало известно, что причиной смерти 78-летнего Дитриха Матешица стал рак поджелудочной железы.

Матешиц много лет был завсегдатаем шумных вечеринок, нередко продолжавшихся до утра; страстным поклонником экстрима и адреналина, он до последних дней ездил верхом, водил спортивные машины и мотоциклы и летал на самолетах и вертолетах. А еще Дитрих подарил миру Red Bull, энергетический напиток, который миллионы поклонников ласково называют «скорость в банке» и «жидкий кокаин». Для Матешица это был не просто энергетический напиток, каких тысячи, а целое мировозрение.

Матешиц был одним из самых известных австрийцев (наряду с Арнольдом Шварценеггером) — и самым богатым. На момент смерти Bloomberg Billionaires Index оценивал его состояние в $15,1 млрд. Последний год жизни выдался для поклонника всего экстремального не самым удачным: за неполных 10 месяцев он потерял $1,09 млрд (6,7%), но все же сохранил место в первой сотне рейтинга самых богатых людей планеты в реальном времени (98 место). Кстати, журнал Forbes оказался к Матешицу щедрее и оценил его состояние в этом году в $27,4 млрд (51 место в рейтинге).

«Он — смелый бизнесмен, — как-то охарактеризовал Матешица Шварценеггер. — А еще он для австрийцев что-то типа провидца, потому что он думает обо всем в масштабах всей планеты. Одно дело, когда так думает американец, и совсем другое — когда вы из такой маленькой страны, как Австрия».

Своей империей Дитрих Матешиц правил из головного офиса Red Bull Gmbh в зальцбургской деревушке Фушль-ам-Зе, в которой живет немногим более полутора тысяч человек — из «Ангара 7», футуристического здания из стекла и металла, на площадке перед которым стоит самолет. В кабинете Матешица не было компьютера, а на деревянном столе стоял макет того самого самолета, на каждом из крыльев которого красовалось по бронзовому быку.

Компанию Red Bull GmbH Матешиц создал вместе с партнером из Таиланда в 1984 году, а первые упаковки с одноименным энергетиком, быстро покорившим планету, появились на прилавках австрийских магазинов тремя годами позже. Сейчас энергетический напиток в запоминающихся банках с двумя бодающимися красными быками пьют в 172 странах на всех континентах, включая Антарктиду, куда его привозят для полярников. Кроме главного продукта, компания выпускает под тем же брендом большую линейку сопутствующих напитков с многочисленными оттенками вкуса.

Red Bull GmbH — крупнейший в мире изготовитель энергетических напитков. Продажи растут из года в год. В 2010 году компания продала 4,2 млрд банок энергетика, включая более миллиарда в США, и получила прибыль в размере $5,2 млрд. Рост продаж по сравнению с 2009 годом составил 7,9%, а прибыли — 15,8%. В 2021 году Red Bull Gmbh продал 9,8 млрд банок энергетика и получил прибыль в размере €7,8 млрд.

Каждая третья банка Red Bull была продана в США.

Кстати, сам Матешиц, если верить его словам, выпивал по 10–12 банок Red Bull в день. Даже если это преувеличение, благодаря фирменному продукту он, наверное, и был таким энергичным, потому что главный ингредиент напитка — кофеин. В журнале Forbes подсчитали, что кофеина в проданных в прошлом году Red Bull Gmbh хватит, чтобы обеспечить им 80% населения планеты, включая младенцев и стариков.

Счастливый случай