Зельфира Трегулова с президентом России Владимиром Путиным на выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», 18 января 2016 года

Зельфира Трегулова с президентом России Владимиром Путиным на выставке «Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения», 18 января 2016 года

kremlin.ru

Отмена Девятой Московской биеннале современного искусства привлекла к ней наверняка больше внимания, чем вызвало бы открытие выставки, запланированное на 7 ноября. Из-за рубежей родины в ответ на реакцию Минкульта стали раздаваться голоса уехавших, возмущенных тем, что биеннале закрыли «сверху». Заинтересованная публика была поражена безразличием оставшихся в России — дескать, внутри все так притерпелись к происходящему, что цензуру уже не замечают. Наблюдать это скорее забавно, чем прискорбно — неужели все забыли, что за событие имеется в виду?

Никакая это, конечно, не биеннале, а так, дешевая имитация, видимость, фейк. Некая выставка, не имеющая даже отдаленного сходства со славными, действительно международными Московскими биеннале прошлых лет. Как будто народ забыл, что уже прошедшая два года назад Восьмая биеннале не имела с одноименными арт-фестивалями, кроме названия, ничего общего. И более чем сомнительная репутация человека, принявшего на себя руководство процессом, — никакого не арт-менеджера, а нерадивой блатной функционерки, — не позволяет в принципе обсуждать всерьез творения ее рук.

Как бы то ни было, отмена выставки вызвала некую реакцию. Не адекватную, конечно, наблюдаемой нами мышиной возне, но требующую тем не менее прояснить суть происшедшего. Тем более что сюжет этот наглядно иллюстрирует то, что творится сейчас не только в российском искусстве, но в целом в стране.