Владимир Путин в батискафе во время экспедиции к подлодке, погибшей в годы Великой Отечественной войны, 27 июля 2019 года

Владимир Путин в батискафе во время экспедиции к подлодке, погибшей в годы Великой Отечественной войны, 27 июля 2019 года

kremlin.ru

В моде у политологов — тема исчезновения или даже самоустранения Путина из публичной политики. Сначала выяснилось, что Большой пресс-конференции в этом году не будет. «Вместе с тем мы рассчитываем, что президент все-таки найдет возможность пообщаться, как он делает это регулярно», — обнадежил поклонников верный Дмитрий Песков.

Потом началась какая-то чехарда вокруг Послания президента Федеральному собранию. Сначала источник РИА «Новости» сообщил, что Послание может состояться 27 декабря. Такой, знаете, подарочек под елочку. «Это неправильное сообщение», — опечалил поклонников честный Дмитрий Песков.

Далее — уже источник ТАСС сообщил, что Послание будет «уже в следующем году». Уже. Скромный Дмитрий Песков на этот раз помолчал, но все почему-то поверили именно источнику ТАСС.

Раскрылся веер версий. Конспирологи из числа противников режима (разумеется, со ссылкой на источники) утверждают, будто Путин лично отменил Послание, хотя все уже было готово: вождя взбесили украинские удары по аэродромам, а силовики не могут гарантировать, что подобное не повторится перед Посланием или даже во время торжественного действа.

Конспирологи из числа любителей режима полны странного оптимизма и склонны видеть в отмене Послания хороший знак: мудрый руководитель подготовил серию кадровых решений — долгожданных и способных обрадовать этих самых любителей. Вот уволит никчемных людей, назначит хороших — тогда и явится перед восторженным народом.

Беседовал недавно с социологом Андреем Игнатьевым, про будущее, как водится. Игнатьев намекнул, что элиты уже сейчас прикидывают, кого назначить в «лаврентии» после очередного марта 1953-го, кто будет за все отвечать. А мне вот кажется, что такого виноватого хотят увидеть многие, и не дожидаясь марта.

Есть, правда, нюанс — пункт е) статьи 84 действующей Конституции РФ: президент Российской Федерации «обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства». Словечко «ежегодными», вроде бы, к чему-то обязывает, да? Но нет, это вам только кажется: сенатор Клишас, выдающийся юрист и многих репрессивных законов соавтор, готов все разъяснить: «Если открыть ст. 84 Конституции, то из содержания чётко следует, что есть полномочия Президента, порядок реализации которых определяет непосредственно Конституция, фед. конституционный или фед. закон. А есть полномочия, порядок реализации которых Президент определяет самостоятельно, в том числе сроки реализации, так как Конституция никакой специальной оговорки не содержит — именно так в части обращения с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию».

Говоря короче и проще, президент сам решает, что тут ежегодное, а что нет. Или вот, вариант от высокопоставленного (в прошлом) сотрудника администрации президента Алексея Чеснакова, доходчиво, просто, четко, по делу: