В издательстве «Альпина нон фикшн» вышла книга известного историка Питера Бёрка «Полимат. История универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг».

Обычно под полиматами понимают универсальных людей, одаренных в разных областях. Как ни странно, эти удивительные личности, — от Пифагора до Джареда Даймонда, от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг — наделенные почти сверхъестественными способностями, почти не изучены как явление. Эта книга — удачная попытка восполнить этот пробел.

Согласно определению Бёрка, полиматы — не просто эрудиты с широкими интересами, а ученые, обладающие поистине энциклопедическими знаниями. В чем состоит их уникальность и можно ли их классифицировать? Какие черты — врожденные или приобретенные — способствуют полиматии? Насколько важны для этих людей социокультурные и экономические условия, в которых они живут и работают? Как на них влияют технический прогресс и информационный взрыв? Выживут ли полиматы как «вид» в условиях углубляющейся специализации?

Любознательность

Возможно, существует ген любопытства. По крайней мере, группа исследователей из Института Макса Планка действительно обнаружила так называемый ген любознательности, Drd4 (Dopamine Receptor D4), у птиц — больших синиц. В случае с человеком ответа на этот вопрос пока нет. Более того, избыток любознательности, издавна известный как libido sciendi и описанный Роджером Бэконом как «ненасытная пытливость», определенно является самой общей и самой очевидной особенностью изучаемого типа.

Современные исследователи Леонардо да Винчи, основываясь на его объемистых записных книжках, часто упоминают о любознательности Леонардо, называя ее «всепоглощающей», «страстной», «навязчивой» и даже «неотступной». Полиматы нередко характеризовали себя подобным образом. В XVII веке монахиня Хуана де ла Крус, например, объясняла епископу Пуэблы свою потребность в приобретении знаний. Пейреск говорил об «избытке» своей любознательности. Пьер Бейль описывал себя как человека, «испытывающего жажду знать все» (affamé de savoir tout). Пьер-Даниель Юэ упоминал о своем «бесконечном желании учиться» (infinitum discendi desiderium) и, вспоминая о прошлом, писал: «Я считал, что ничего не узнал, если видел, что изучил вопрос не до конца». В своей пуританской юности Исаак Ньютон просил у Бога прощения за то, что «сердцем больше стремился» к учености, чем к Нему. Бенджамин Франклин описывал «жажду знаний», свойственную ему в детстве. Александр фон Гумбольдт признавался в своей «неодолимой тяге к знаниям всех видов».