Кадр из фильма "Черный ястреб" (2001)

Кадр из фильма "Черный ястреб" (2001)

Kinopoisk.ru

Как работают системы государственного опознавания воздушных целей и почему они не всегда эффективны? Казалось бы, проблема совершенно архаична с точки зрения военного дела. Боевую авиацию разные армии мира применяют еще с Первой мировой войны. Нельзя же до сих пор идентифицировать машины визуально, по внешней форме или опознавательным знакам. Еще в 1935 году в Великобритании запатентовали первую систему, что позволяла отличить свои самолеты от неприятельских на радарах. Спустя почти столетие подобные системы шагнули далеко вперед. Так на какой стадии развития эти технологии находятся в России по сравнению с остальным миром?

Что-то видим, но ничего не понимаем

Базовый принцип работы радаров прост — антенна излучает радиосигнал, который отражаясь от цели в воздухе, возвращается обратно, где специальное устройство его регистрирует. Зная время, которое потребовалось на путь сигнала в обе стороны, можно вычислить расстояние до цели. А имея несколько радиолокационных станций в разных местах, с помощью триангуляции, можно определить и точное положение замеченного объекта.

Эффект отражения радиосигнала от различных объектов обнаружили еще в конце XIX века. Его изучением занимались такие видные исследователи как Генрих Герц и Джеймс Максвелл. Но создать рабочий образец, который возможно было бы применять на практике, а не для научных исследований, удалось лишь в 30-е годы XX века.