Facebook* Российской академии художеств (* – принадлежит Meta, признанной экстремистской организацией и запрещённой на территории РФ)
Обычно идеология нужна, чтобы захватить власть. Без стройной идеи сложно объединить даже небольшую группу людей. Но что, если идеология нужна для чего-то еще? Например, чтобы смириться с поражением. Русский фашизм не стал знаменем «крестового похода против большевизма», но смог дать новую картину мира эмигрантам сто лет назад.
В Париже в 1919 году произошла забавная история. В кафе случайно встретились те, кто раньше решал судьбу России. Первый — великий князь Александр Романов, бывший военный и гражданский чиновник. Он уехал из России после поражения белого движения в войне с большевиками. Второй — Александр Керенский, бывший председатель Временного правительства и главнокомандующий. Третьим был Борис Савинков, террорист, член партии эсеров. Каждая сила, которую представляли эти деятели, проиграла не просто политическую борьбу — страну. Каждая винила в своей беде другую. Они еще не знают, что проиграют и будущую борьбу за образ будущего и идеологию эмиграции. А победит их на чужбине, как и на Родине, очередная новая идея: фашизм.
Вряд ли возможно в одной статье пересказать все перипетии развития русской фашистской мысли. Я лишь попробую объяснить, почему именно крайне правая риторика стала ответом на революцию в России. В конце концов, либеральная идея в 1920–30ые годы была популярна, демократические республики и конституционные монархии были центрами экономической жизни. Не логичнее ли было осесть русской эмиграции в Великобритании и с помощью местных идей и истеблишмента готовиться к свержению Советской власти? Конечно, подобные истории можно найти, но они не оказали такого влияния на русскую эмиграцию, как русский фашизм.