Отправка мобилизованных из Твери

Отправка мобилизованных из Твери

Минобороны РФ

В десятках регионов России местным жителям стали приходить повестки из военкоматов. Власти утверждают, что мужчин приглашают туда исключительно для сверки данных. Но уточняют, что обладателей повесток могут вызвать на военные сборы. Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков заявил, что вопрос о второй волне мобилизации «не обсуждался». Глава правозащитной группы «Агора» Павел Чиков считает, что о второй волне мобилизации речи действительно пока не идет. Однако военный аналитик и политолог Юрий Федоров полагает, что мобилизация — вопрос ближайшего времени. Он рассказал журналистке Republic Фариде Курбангалеевой, как может проходить отправка на фронт и как отреагирует на это российское общество.

«Есть основания предполагать, что в Кремле всерьез рассчитывают на длительную войну на истощение»

— С точки зрения правозащитников это еще не вторая волна мобилизации. А с вашей?

— С моей точки зрения военкоматы готовятся к тому, чтобы в случае приказа — и, видимо, он ожидается — быстро обеспечить призыв необходимого количества мобилизованных. Дело в том, что большое количество военнообязанных в России живет не по месту регистрации, и, соответственно, часто бывает, что человеку приносят повестку и слышат, что он здесь не живет. Поэтому «уточнение данных» делается для того, чтобы в случае необходимости моментально человека разыскать, вручить ему повестку и оправить по назначению.

У людей берутся все координаты, их предупреждают, что они должны по первому звонку явиться в военкомат и ни в коем случае не уклоняться от получения повестки. Причем людей часто могут запугивать без какого-то юридического основания.

Уклонение от получения повестки — это уголовно не наказуемое действие. Ее вручение — это проблема сотрудника военкомата.

Это он обязан ее вручить, а не человек обязан за ней бегать. Но в России может происходить все что хотите. И некоторые люди будут приходить в военкомат, не понимая собственных прав.

Юрий Федоров

— То есть если это еще не вторая волна, то уже подготовка к ней?

— Да, если в десятках регионов происходит такого рода сверка данных — это организационное, бюрократическое свидетельство того, что подготовка идет полным ходом.

Вообще, есть основания предполагать, что в Кремле всерьез задумываются о расширении призыва и серьезном увеличении численности российских вооруженных сил. Собственно, это решение было принято поздней осенью по докладу Шойгу президенту Путину и затем его же сообщения на расширенном заседании коллегии Министерства обороны в конце декабря. Речь идет об увеличении численности российских войск примерно в полтора раза — прежде всего сухопутных. А именно о преобразовании ряда бригад в дивизии. И если до последнего времени штатная численность российских вооруженных сил была 1 млн 150 тысяч человек, то через два года она должна достигнуть 1,5 млн. Это уже один фактор того, что должны быть приняты какие-то меры для расширения личного состава.

С одной стороны, речь идет об увеличении верхнего предела призывного возраста с 27 до 30 лет. Это теоретически расширяет призыв примерно на 80 тысяч человек в год, то есть в 2024 году российские власти рассчитывают увеличить численность армии на 240 тысяч человек. Правда, очень многие из этих призывников имеют всякого рода отсрочки от военной службы. И еще в эти 80 тысяч входит примерно 30 тысяч уклонистов. Так что этого мало, нужно откуда-то брать людей.

Поэтому, с другой стороны, Медведеву было дано указание в течение года добиться призыва в армию 400 тысяч добровольцев (такая информация содержалась в одной из публикаций СМИ, официальных подтверждений ей не было. — Republic). Это абсолютно нереалистичная задача. Летом прошлого года, несмотря на очень интенсивную кампанию по рекрутированию добровольцев — в регионы были спущены соответствующие цифры, — удалось набрать всего 20 тысяч человек, несмотря на очень приличную зарплату. Регионы обещали платить им от 150 до 300 тысяч рублей в месяц — это большие деньги для России. Так что набрать 400 тысяч человек за год — совершенно безумная затея. Понятно, что это можно сделать только добровольно-принудительным образом, то есть поставить перед людьми дилемму: либо вы идете добровольцем и получаете приличную зарплату и какие-то более выгодные условия службы, либо мы вас забираем просто в качестве мобилизованных — тогда никаких денег и вы можете быть направлены куда угодно.

Соответственно, встал вопрос о том, чтобы расширить частичную мобилизацию, которая тем не менее идет, просто в довольно скромных масштабах. Насколько я понимаю, в качестве мобилизованных призываются люди в количестве, необходимом для компенсации потерь, которые несет российская армия в Украине. Она безвозвратно теряет в месяц примерно 30 тысяч человек — примерно в такую цифру оцениваются российские потери на Западе. Соответственно, нужно покрыть столько же — какое-то время обучать, потом отправить на фронт. Но для того, чтобы реально увеличить численность российских вооруженных сил, нужно призывать в гораздо большем количестве.