Эльвира Набиуллина / cbi.ir

Трагедия на Каховской ГЭС — в сочетании c началом украинского контрнаступления, признанного обеими сторонами конфликта — почти целиком определила повестку минувшей недели. Но этом фоне усилились разговоры об упаднических настроениях в российских элитах, что является сквозной темой по крайней мере последних нескольких месяцев. И речь в данном случае идет не только о смене пропагандистских нарративов, анализ которых по большому счету сводится к вопросам вроде: «А могла ли главред RT Маргарита Симоньян высказать в прямом эфире гостелеканала идею о "заморозке" войны без соответствующей санкции сверху?» Проблема явно глубже. Так что западные и независимые российские СМИ с новой силой принялись рассказывать о слабеющей на глазах поддержке войны за пределами узкого круга убежденных ястребов, окружающих президента.

Владимир Путин / kremlin.ru

В частности, на неделе об этом со ссылкой на семь источников написал Bloomberg. Картина, как и прежде, неоднозначная. С одной стороны, в коридорах власти и околовластных деловых кругах растут сомнения в успехе военных действий России (и в этом смысле озвученный Симоньян тезис о попытке сохранить хотя бы «присоединенные» территории, видимо, встречает негласное сочувствие). С другой — большинство собеседников агентства не верят в то, что Путин готов рассматривать сценарий прекращения войны, и, если говорить о чиновниках, то в массе своей те продолжают работать, «не поднимая головы», не решаясь на высказывания (не говоря уж о действиях), которые бы могли отдаленно напоминать политический демарш. В текущих условиях это немыслимо.

Недовольные, но напуганные и пассивные представители путинских элит иногда рискуют делиться с другом наболевшим, но после скандальных сливов телефонных разговоров это тенденция, надо полагать, резко пошла на спад — и едва ли не единственным индикатором происходящего в глубинах российской власти остаются анонимные комментарии в СМИ, рисующие мрачную картину безвольного страдания.

Так или иначе складывающаяся ситуация ставит перед аналитиками вопрос о потенциале дальнейшего ослабления системы изнутри. Так, в свежей колонке на Carnegie политолог Татьяна Становая, используя широкую палитру эпитетов для описания царящей наверху тяжелой атмосферы, предсказывает стремительную коррозию путинских методов государственного управления — усугубляемую недооценкой президентом «рисков для российской промышленности, банковского сектора, энергетики, некомпетентности в финансово-экономических делах, помноженных на недоверие к окружению и экспертам», что «будет вести к запоздалым и ошибочным решениям».

«Чтобы выжить, российским элитам придется действовать быстрее и активнее президента, минимизируя его обременительную вовлеченность в процесс принятия решений. Российские элиты учатся жить по-новому, еще до конца не понимая сути этой новой реальности, но активно — и часто интуитивно — участвуя в написании новых правил. Трансформация займет месяцы: из-за нарастающей хрупкости лидерства Путина число внутриэлитных конфликтов будет расти, а автономность самих элит увеличиваться. Это не значит, что Россию ждет антипутинский переворот — скорее элиты будут готовы решительнее защищать свои интересы без оглядки на слишком изолированного Путина».

Послание Владимира Путина федеральному собранию, 2023 г. / kremlin.ru

Позволим себе заметить, что счет на месяцы шел и прошлой осенью, когда, казалось, «ресурсы системы были исчерпаны», а сама она — «слишком дестабилизирована», и вот-вот, как предсказывал тогда политолог Аббас Галлямов, опубликовавший доклад о возможных преемниках Путина, встанет вопрос о постепенном демонтаже режима, каким мы его знаем. Разумеется, никто не ждет от политических прогнозов даже относительной точности по части времени (согласно подавляющему их большинству, бессменный российский лидер уже давно должен был сойти с дистанции, причем еще задолго до войны). При этом как никогда прежде наблюдатели уверены в возрастающем недовольстве элит, считая его наиболее вероятным фактором перемен. Отсюда — попытки построения воображаемого таймлайна транзита власти. Гипотеза о многочисленных трещинах по фундаменту путинской автократии не лишена убедительности. Посмотрим, до какой степени она подтвердится. В свежих Хрониках госкапитализма:

Госрегулирование. «Пока решение такое, какое есть. И "Газпром" такой, какой есть»