Гури Мадхи. «Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов». 1979 г

Гури Мадхи. «Энвер Ходжа разоблачает советских ревизионистов». 1979 г

И все так чинно, благородно…

В начале этой недели, 5 и 6 июня, в Брюсселе, в самом сердце Евросоюза — Европейском парламенте — проходила совместная конференция или круглый стол представителей российской оппозиции с членами Европарламента. Задумал и организовал это мероприятие бывший премьер-министр Литвы, а ныне евродепутат Андрюс Кубилюс, он же дал ему метафорическое название The Day After (День после). Помогали ему в организации встречи три депутата Европарламента, которые, как и сам Кубилюс, имеют статус докладчиков по России: Сергей Лагодинский (Германия), Бернар Гетта (Франция) и Влодзимеж Цимошевич (Польша). По мысли организаторов, на конференции должны были обсуждать политическое устройство России после окончания правления Путина, переход ее на демократический путь развития и роль в этом российской оппозиции.

Задумка была «на миллион»: статусное собрание, под которое выделили пленарный зал Европейского парламента; впечатляющий масштаб — в конференции приняли участие около 300 представителей российской оппозиции; респектабельность — среди политиков, политологов и общественных деятелей присутствовали люди, хорошо известные на Западе в личном качестве, такие как писатель Борис Акунин, опальный олигарх Михаил Ходорковский (включен в реестр иноагентов), Сергей Гуриев (включен в реестр иноагентов), занимавший пост главного экономиста Европейского банка реконструкции и развития, Нобелевский лауреат Дмитрий Муратов и другие популярные персоны. В общем, все должно было пройти чинно, благородно, и замах был на событие исторической важности, о котором бы много писали и говорили уже после его завершения.

Но произошло непредвиденное: в ночь с 5 на 6 июня была взорвана плотина Каховской гидроэлектростанции, что привело к масштабному затоплению Херсонской области, сильному обмелению Каховского водохранилища и грозит экологической катастрофой не только в этом регионе, но и на значительно большей территории, к тому же, под угрозой оказалась безопасность Запорожской атомной электростанции. На фоне этих страшных и тревожных событий конференция в Брюсселе сразу же отошла на задний план. Политики, чиновники, представители медиа большинства стран, включая и самих участников The Day After, обсуждают и комментируют катастрофу на Каховской ГЭС, а не итоги круглого стола в Брюсселе.

Так уж устроено современное общественное мнение — удержать больше одного громкого события в центре своего внимания оно не может. Так что задуманного резонанса от прошедшей в Европарламенте конференции российской оппозиции не получилось, его перебил подрыв дамбы на Каховской ГЭС. Не повезло. Впрочем, кое-какие итоги этой встречи все же можно подвести, что и сделал главный редактор Republic Дмитрий Колезев (включен в реестр иноагентов), написавший большой репортаж о конференции, на которой присутствовал лично.

От «Власти» на этом мероприятии никого не было, в столице Евросоюза у нас аккредитации нет и не предвидится, что, конечно, не мешает нам наблюдать за событиями, делать выводы о них и рассказывать об этом нашим читателям. Тем более что взгляд на встречу российской оппозиции с евродепутатами и их обсуждение будущего России из самой России не менее интересен, чем наблюдения из Брюсселя.

Случайно ли так получилось у организаторов круглого стола в Европарламенте, или так и было задумано, но российскую оппозицию, как и российские СМИ, на нем представляли исключительно эмигранты разных волн, от тех, кто уехал из России более 30 лет назад, до так называемых «релокантов» периода СВО. Возможно, участие в таком мероприятии для тех, кто продолжает жить и работать в России, было бы слишком опасно и могло бы закончиться уголовным преследованием. Но, согласитесь, считать репрезентативным собрание российских оппозиционеров, состоящее исключительно из эмигрантов, довольно нелепо. И уж совсем дико считать, что собравшиеся в Брюсселе 5–6 июня 2023 года олицетворяют собой российское гражданское общество, как заявил на заключительной панели конференции Михаил Ходорковский*. Бывает оппозиция в изгнании, но гражданское общество России вне России быть не может по определению.

Почему соратники Навального не поехали в Брюссель?

Одной из ключевых интриг конференции с самого начала было то, прибудут ли на нее представители Фонда борьбы с коррупцией (в России организация объявлена экстремистской, ее деятельность запрещена), отметил Дмитрий Колезев*. Действительно, о своем сожалении, «что несмотря на приглашение команда ФБК** не стала принимать участие в брюссельской встрече», высказались почти все выступившие на ней представители российской стороны, сожаление прозвучало и из уст организовавших конференцию евродепутатов.

О том, почему команда Навального решила отказаться от приглашения на конференцию, подробно и понятно объяснил руководитель штаба Алексея Навального и экс-глава ФБК** Леонид Волков (включен в реестр иноагентов) в эфире программы «На связи с Волковым», который состоялся 5 июня 2023 года.

Расшифровку отрывка из этого эфира, посвященного конференции в Брюсселе, мы предлагаем вашему вниманию.

Леонид Волков*: «Когда Кубилюс придумал эту конференцию, мы с ним обсуждали это, еще в январе этого года, он сказал, что хочет сделать экспертную конференцию про то, какой должна стать Россия после Путина, какие должны быть контуры организации политической системы. И я тогда сказал: отличная идея, давайте, конечно, про это важно говорить! И он стал эту конференцию делать. Но в какой-то момент нарисовались два товарища — Невзлин и Каспаров (включен в реестр иноагентов — «Власть») — которые стали поднимать волну на тему, что вот в Брюсселе будет такая конференция, давайте мы из нее устроим объединение российской оппозиции, изберем какой-то президиум, представительный орган, который будет заниматься там паспортами хороших русских и всякой такой фигней, и будет всех россиян в диаспоре представлять.

Стоп! Кто вам делегировал такое право? Кто вам давал право всех россиян представлять? В России нет такой легитимности, которая есть у Светланы Тихановской в Беларуси, Светлана Тихановская выборы выиграла. В России нет сейчас такого. И идея ряда товарищей, что мы сейчас создадим такой орган, который будет всех россиян представлять, — она звучала, мягко говоря, странно. Но проблема есть еще и в том, ЧТО они говорят. Я смотрел выступление Каспарова*: никаких выборов в России не будет, никакая демократия в России невозможна, нужно добиться полного военного поражения и оккупации и извне строить новый режим. Или то, что Невзлин пишет постоянно в своих социальных сетях. Вот эта вся шарманка, совершенно русофобская, про то, что никакая демократия в России невозможна, надо ее извне насадить.