Когда был я совсем мал, любимая моя тетушка Нина, сестра отца, увы, покойная ныне, изрядно меня веселила. Приветствовала, подделываясь под голос актрисы Татьяны Васильевой:
— Ваня! Я ваша навеки!
Как-то так и вошел в мою жизнь Борис Шергин. Автора и собирателя удивительных северных сказок невозможно, думаю, не любить. Как устоять? Можно только не знать, наверное. Да и то — кто ж его не знает.
Даже если человек никогда Шергина не читал, то уж мультфильм про волшебное кольцо и незадачливого Ваньку, который любил зверей и которого звери спасли от тюрьмы, видел наверняка. Наверняка улыбался, вслушиваясь в бормотание великого и неподражаемого Леонова: «В некотором царстве, в нашем государстве, на ровном месте, как на скатерти, жили Ванька доброй с матерью в слободке. Жиитьишко было само последно…»
Справедливости ради надо отметить, что режиссер и автор сценария «Волшебного кольца» Леонид Носырев, снявший потом еще несколько мультфильмов по сказам поморов, и писатель Юрий Коваль изрядно поработали над текстом — в основе там не только сказка Шергина «Ванька Доброй», но и более ранние фольклорные записи. Но это не важно — Шергин с его невероятной манерой передавать особенности местного говора здесь главный.
Есть, кстати, более поздний и менее известный мультфильм «Мартынко» Эдуарда Назарова, тоже по Шергину. История солдата, классического смышленого дурачка из сказки, нашедшего волшебные карты, хозяин которых всегда в выигрыше. «Давно это было. Ищщо лишние буквы в словах писали, и царей всюду пропасть была».
28 июля Борису Викторовичу Шергину — 130 лет. Не Бог весть, какой юбилей, но отчего бы и не вспомнить хорошего человека? Опять же, у «Севера» в запасе есть история про одну его работу, о которой вы, скорее всего, ничего не слышали.
Нужные слова
Сын морехода-кормщика (Архангельск, такое место). Семья счастливая, зажиточная, мальчик учится в гимназии — гимназия имени Ломоносова, естественно. Дома — сказки, которые рассказывала мать, старые иконы. Вот фрагмент дневника (1967 год, Шергину 74 года): «В Архангельске, было мне лет шестнадцать, принесу с чердака черную икону, протру постным маслом. Как бы из глубины веков чуть-чуть проглянут контуры, силуэты нездешнего мира. И я от радости на руках как пройдусь по комнате. Потом, хмельной от радости, нанесу на бумагу то, что провидел».