Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны"

Кадр из телефильма "Семнадцать мгновений весны"

12 августа 1973 года во дворе ко мне подошел мальчик из соседнего подъезда. Фамилия мальчика была Мельников. «Вчера начали показывать фильм про моего дедушку», — почему-то шепотом сообщил он. Я выкатила глаза. «Ну да — ты ведь не знаешь, что по-немецки Мельников — Мюллер. Мой дедушка — тот самый Мюллер, после войны он поменял фамилию и прикинулся глухонемым, поэтому выжил. Попробуй только кому-нибудь об том рассказать — он тебя вмиг прикончит».

Боже, как я ему завидовала! Сам Мюллер-Броневой, этот душка с санта-клаусовским седым венчиком на голове, этот хитрый симпатяга! В его поединке со Штирлицем я была на стороне Мюллера, да простится мне детская неразборчивость — слишком живым был Мюллер и слишком скучным был Штирлиц…

Советский кинематограф, а заодно зарождающаяся тогда сериальная индустрия, строго делил участников Второй мировой на два лагеря — умных и дураков. Логика, подсказывающая, что победить врага-дурака большого ума и героизма не надо, не действовала. Враг должен был быть идиотом. В зависимости от жанра фильма окраска идиота менялась от комической до трагической. Но отсутствие намека на интеллект было обязательным правилом.

Татьяна Лиознова с подачи Юлиана Семенова и Юрия Андропова это правило поломала. Однако, поломав одно правило и свергнув один миф, она воздвигла другой. Перед миллионами зрителей встала новая версия победы. В этой версии кузнецом победы был сотрудник советской разведки — красавец каких свет не видывал, обаятельный как сто чертей и интеллектуал. И до этого среди экранных советских разведчиков встречались не только симпатяги, но и умницы — вспомним хоть Александра Белова в исполнении Станислава Любшина из фильма «Щит и меч», который вышел за пять лет до «Мгновений». Но 11 августа 1973-го впервые перед нами предстал разведчик-интеллектуал.

Кадр из сериала «Семнадцать мгновений весны». Фото: Киностудия имени М. Горького