Неизвестный фотограф, 1918 или 1919 г.
Герой книги американского антрополога Сергея Кана «Лев Штернберг: этнолог, народник, борец за права евреев» (новинка издательства Academic Studies Press / Библиороссика) занялся полевыми исследованиями народов Севера почти случайно: в конце 1880-х молодой юрист и активист террористической «Народной воли» Лев Штернберг (1861–1927) был отправлен в ссылку на Сахалин, а местные власти позаботились о том, чтобы упрятать строптивого смутьяна в самую дикую глушь острова (родные и друзья Штернберга, оставшиеся в европейской части России, несколько лет даже не знали, где он находится).
Оказавшись в среде местных жителей — гиляков (нивхов) и айнов, — Штенберг занялся исследованиями обычаев и культуры коренных народов Сахалина (до этого наука мало что об этом знала), а вернувшись из ссылки, стал одним из основателей российской (а затем и советской) школы полевых этнографических исследований.
Научную работу Штернберг сочетал с революционной журналистикой, сотрудничая в изданиях Партии социалистов-революционеров, а также с просветительской и правозащитной деятельностью в рамках Еврейского историко-этнографического общества.
Автор интеллектуальной биографии одного из основоположников отечественной этнографии вплетает личную судьбу своего героя в общую ткань истории российской и советской науки. С любезного разрешения издательства публикуем отрывок из главы «Создание новой антропологии в "городе живых покойников"», рассказывающий о взаимоотношениях власти и научного сообщества в первые месяцы после большевистского переворота («город живых покойников» — это вымирающий от голода и холода, обезлюдевший Петроград времен Гражданской войны).
Сергей Кан (Sergei Kan, род. в 1953 в Москве) — профессор антропологии в Дартмутском колледже, известен своими исследованиями коренного народа тлинкит (северо-запад США) и русско-американских связей на Аляске.