Бичевание Христа. Вторая четверть XVIII века. Русский север (Вологда или Великий Устюг). Музей русской иконы. Москва

Бичевание Христа. Вторая четверть XVIII века. Русский север (Вологда или Великий Устюг). Музей русской иконы. Москва

«Два источника, близких к Кремлю подтверждают, что никаких решений в отношении видео со сценами избиения в СИЗО в Чечне сыном Кадырова Адамом Никиты Журавеля не последует. «Все решения приняты месяц назад- ситуация передана в Следственный комитет. Адам Кадыров привлечен к ответственности быть не может — он не достиг совершеннолетия. Ответственность будет возложена на руководство СИЗО и охранников-вероятно, они получат административное предупреждение». Интерес общественности к инциденту в СИЗО спадет в ближайшие дни- нет необходимости снова обсуждать эту тему, считает источник».

Источники, близкие к, не ошибаются, — интерес общественности к ставшему знаменитым видео еще сохраняется, но он уже довольно вялый. Герой знаменитого видео рассылает через соцсети, запрещенные на территории РФ, открытки хулителям: «Можешь сплетничать, ненавидеть, завидовать и обсуждать меня. Но мы же оба понимаем, что при встрече ты будешь мне мило улыбаться…» Политологи спорят, что это было — изящный ход, предпринятый для того, чтобы заглушить разговоры о состоянии здоровья главы ЧР, способ достучаться до Кремля, демонстрация собственной силы. Оппозиционеры шумно возмущаются, и даже некоторые государственные люди возмущаются, но тихонько. А некоторые — наоборот, ищут и находят оправдания. Я даже сделал подборку цитат, но, подумав, решил от цитирования воздержаться: созерцание человеческой низости травмирует, а травм нам хватает и без того, правда?

Возмущаются и многие заметные Z-писатели в «Телеграме». Эти, как и положено профессиональным антифашистам, особенно напирают на этническую, скажем так, составляющую скандала. Тут без цитаты не обойтись, она нам чуть позже еще понадобится. Вот совершенно типичный пример рассуждений такого рода: «Человек русской культуры не будет избивать беззащитного, а если и упадает в своём культурном самостоянии, то, по крайней мере, будет стыдиться этого, не будет выставлять это свидетельство своей слабости напоказ».

А я, не желая вовсе ошеломить читателей, напомню одну важную вещь: вообще-то, ничего нового и ничего выдающегося нам не показали.

Не курорт

Главные слова про тюрьму услышал я еще в детстве, задолго до того, как прочел «Колымские рассказы», «Зону» и «Записки из мертвого дома». Однажды летом в поселке, где я проводил каникулы, появился новый человек. То есть он появился не летом, это я приехал на лето к бабушке и увидел его. Он снимал у наших соседей комнату, перебивался случайными заработками, носил какую-то драную черную телогрейку (даже в жару). И глаза у него были такие. Ну, ледяные, что ли. Как будто он видел что-то, чего человеку видеть не стоит. Хотя, между прочим, видел он то же, что видели еще миллионы наших с ним сограждан. То, что и сейчас видят несколько сот тысяч человек.

— Кто это? — спросил я бабушку. — Тюремщик, — ответила она и замолчала. Тюремщиками она называла тех, кто сидит, а не тех, кто стережет сидящих. Постепенно из обрывков разговоров взрослых я понял, что это — человек из Москвы, который зачем-то убил свою жену, отсидел десять лет (немыслимые десять лет, ровно на год больше, чем я к тому моменту прожил на свете), и теперь ему жить в Москве нельзя, а мне нельзя подходить к нему близко, потому что. Ну, потому что.