Акция против ареста Алексея Навального, 31 января 2021 года, Москва

Акция против ареста Алексея Навального, 31 января 2021 года, Москва

Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Знаете ли вы хотя бы одного путиниста? Нет, конечно. Но есть люди, c которыми у Путина много общего, например Си Цзиньпин. Некоторые черпают в нем вдохновение, например Виктор Орбан. Другие, как Лула, радуются, что он не оставил их один на один с американской сверхдержавой. То есть союзников и единомышленников у него много, но не то чтобы целая толпа, и в этом заключается отличие ситуации в России от СССР.

В советское время коммунизм объединял сотни миллионов адептов по всему миру, и все они вплоть до ХХ съезда свято чтили Сталина. Поэтому «отец народов» мог оставаться у руля всю жизнь, ему ничто не угрожало. А вот Владимир Путин — простой смертный. Пока он выглядит сильным, все в порядке, но как только это закончится, его дни будут сочтены и власть его уже слабеет, что проявляется повсеместно — от Украины до Кавказа.

Поэтому новая российская диаспора не погибнет на чужбине. В отличие от диаспоры 20-х годов прошлого века, это оппозиция в изгнании и есть настоящая Россия, подобно тому, как «Свободная Франция» была когда-то настоящей Францией. Кроме того, ей суждено повлиять на судьбу Федерации и, несомненно, даже управлять ею. Так что ее историческая задача — сформировать плюралистическую политическую культуру и заложить основы для мирного перехода к демократии.