Смотр служилых людей (XVI—XVII вв.). Картина Сергея Иванова, 1907

Смотр служилых людей (XVI—XVII вв.). Картина Сергея Иванова, 1907

Новая книга историка Сергея Шокарева «Катастрофа Московского царства» (выходит в издательстве Новое литературное обозрение) посвящена Смутному времени (конец XVI — начало XVII в.), и название книги сразу в лоб определяет место Смуты в отечественной истории.

Но была ли эта катастрофа результатом совпадения трагических случайностей — или закономерным этапом истории Московского царства? По мнению автора книги, верно второе: русское государство рухнуло в результате крушения военно-мобилизационной модели, которая была создана Иваном III, а доведена до предельного напряжения Иваном Грозным. Обобщая, можно сказать, что деспотическое московское государство само сожрало собственные устои.

Смутное время было исторической «развилкой», пишет Шокарев: в годы катастрофы появилось несколько альтернатив авторитарному развитию, и Русь, в принципе, могла пойти по другому историческому пути. Однако ни одна из этих альтернатив не была реализована, и в результате военно-мобилизационная модель государства скоро восстановилась и, несмотря на еще несколько «развилок», возникавших на протяжении 400 лет, отделяющих нас от Смуты, со всеми оговорками продолжает существовать по сей день (вопрос цикличности российской истории подробно обсуждается на страницах книги).

В двух главах, которые мы публикуем с любезного разрешения издательства, описано устройство иерархического русского общества до и после Смутного времени. Деспотизм пронизывал это общество сверху донизу: «Выстраивалась лестница холопства, на которой каждую ступень занимал очередной холоп, в целом довольный своим положением и отношениями»

Сергей Шокарев — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник лаборатории Древнерусской культуры РАНХиГС,