Global Look Press/Keystone Press Agency
Особенность текущей эпохи заключается в небывалой ранее прозрачности мира — все происходит на глазах у всех и комментируется в режиме реального времени. Эта прозрачность, с одной стороны, создает эфемерную иллюзию безопасности для тех, кто не находится в эпицентре событий, так как им кажется, что это не их единственная жизнь проходит перед глазами, а всего лишь кино, которое они смотрят на экранах своих компьютеров и смартфонов. С другой стороны, возникает робкая надежда, что благодаря ясности и понятности происходящего коллективный разум возобладает над глупостью и некомпетентностью. Но дело в том, что разумных и компетентных людей мало, а тех, кто способен брать на себя ответственность за других, — еще меньше. В ставшем вдруг прозрачным мире люди с ужасом обнаружили, что нет никаких умных, знающих, что делать, ответственных правителей, руководящих жизнью народов и государств. Решения принимают такие же мало что понимающие люди, с такими же слабостями и недостатками, как и те, кто привык думать, что от них ничего не зависит. А нередко наверх, во власть попадают самые безответственные и беспринципные, самые корыстолюбивые и наглые. Страшно жить, видя, что не только небеса пусты, но и начальственные кабинеты заполнены случайными людьми, причем, почти повсеместно.
Обмен ударами между Израилем и Ираном в апреле 2024 года навевает именно такие тяжелые думы. Начавшаяся 7 октября прошлого года война между Израилем и ХАМАСом может выплеснуться за пределы Израиля и сектора Газы и превратиться в полномасштабную войну на Ближнем Востоке. Три прошедшие недели ближневосточный регион балансировал на грани большой войны, и хотя пока ее удалось избежать, в любой момент тлеющий конфликт между Израилем и Ираном может вспыхнуть грандиозным пожаром. А он, в свою очередь, слиться с другими очагами вооруженных конфликтов, и тогда Третья мировая предстанет перед человечеством во всей своей катастрофической неизбежности.
Что произошло?
1 апреля среди бела дня было атаковано с воздуха здание иранского консульства в центре Дамаска, примыкающее к посольству Ирана в Сирии. В результате взрыва здание было почти полностью разрушено. В нем погибли 16 человек, среди них семь высокопоставленных иранских военных, в том числе два генерала. Один из них — Мехмед Реза Захеди, командующий элитным военно-политическим подразделением «Аль-Кудс», специализирующимся на зарубежных миссиях, в прошлом занимавший высшие посты в иранском «Корпусе стражей исламской революции» (КСИР) и, как считается, имевший огромное влияние на лидера «Хезболлы» Хасана Насраллу. По мнению экспертов по борьбе с терроризмом, именно Захеди на протяжении многих лет был ответственным за все, что КСИР и силы «Аль-Кудс» делают в Сирии и Ливане, включая переброску Ираном оружия «Хизбалле», которая сейчас считается самой вооруженной негосударственной организацией в мире. Второй — заместитель Захеди, бригадный генерал Мохаммад Хади Хаджи Рахими. В консульстве проживал посол Ирана в Сирии Хосейн Акбари, который в момент ракетного удара находился в соседнем, главном здании посольства и поэтому не пострадал. По словам Акбари, по зданию консульства через короткие промежутки времени было выпущено шесть ракет с истребителей F-35. Хосейн Акбари также заявил, что в результате нападения на консульство не погиб ни один гражданский.
Министерство обороны Сирии в свою очередь заявило, что ракеты были выпущены с оккупированных Израилем Голанских высот.
Министр иностранных дел Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан возложил ответственность за эту атаку на Израиль. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи и иранский президент Ибрахим Раиси также обвинили Израиль в авиаударе по консульству в Дамаске и пригрозили ответными мерами. «Израиль пожалеет о нападении на иранское посольство в Дамаске», — заявил Хаменеи, добавив, что ответственность за убийство несут и США, независимо от того, знали они об этом заранее или нет. За несколько часов до этого заявления США направили послание Ирану, в котором заверили правительство страны, что они непричастны к нападению в Дамаске и заранее ничего о нем не знали.
Ливанская «Хезболла» также заверила, что авиаудар по Дамаску «не останется без последствий».
Израиль официально не стал комментировать эти события. Представитель Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) Даниэль Хагари в интервью CNN не подтвердил и не опроверг роль Израиля в нападении, но сообщил, что, «по данным нашей разведки, это не консульство и не посольство, это военное здание сил «Аль-Кудс», замаскированное под гражданское здание в Дамаске».
Газета The New York Times написала, ссылаясь на анонимный источник из КСИР, что удар по зданию консульства был нацелен на проходившую там встречу, на которой сотрудники иранской разведки и боевики ХАМАСа обсуждали войну в секторе Газа. Как отмечает газета, «Иран уже давно стер границы между своими дипломатическими миссиями и военными операциями на Ближнем Востоке. Он выбирает своих послов в Ираке, Сирии, Ливане и Йемене — странах, составляющих «ось сопротивления» — из числа командиров сил «Кудса», внешнего подразделения «Корпуса стражей исламской революции», а не своих карьерных дипломатов. В 2021 году Мохаммад Джавад Зариф, тогдашний министр иностранных дел Ирана, заявил в просочившейся записи, что внешняя политика Ирана в регионе определяется его полевыми военными операциями, а не традиционной дипломатией, установленной министерством иностранных дел».
Израильские ВВС и ранее неоднократно бомбили различные цели в Сирии и Ливане, а с началом войны в Газе эти атаки участились. Например, накануне, 31 марта, израильская армия нанесла удар четырьмя ракетами по военному исследовательскому центру под Дамаском, а двумя днями ранее более 50 сирийских военнослужащих и членов «Хезболлы» были убиты в результате мощных авиаударов в провинции Алеппо на северо-западе Сирии. Израиль и его союзники также несколько раз целенаправленно убивали высокопоставленных членов «Аль-Кудс», так четыре года назад особенно широкий резонанс вызвала атака беспилотника армии США, в результате которой в Багдаде был убит командующий «Аль-Кудс» генерал-лейтенант Касем Сулеймани.
Однако авиаудар по Дамаску 1 апреля 2024 года особенно взрывоопасен тем, что был нанесен по зданию, принадлежащему иранскому посольству, а значит, юридически находился на территории Ирана. Иран «оставляет за собой право на ответную реакцию и сам примет решение о типе ответа и наказании агрессора», заявил представитель министерства иностранных дел Ирана Насер Канани.
Глава иранского МИД написал на платформе X (бывший Твиттер), что Иран вызвал посла Швейцарии, которая выступает представителем США при отсутствии дипломатических отношений между Тегераном и Вашингтоном, и попросил передать важное сообщение: будучи союзником Израиля, «США должны ответить» за действия Израиля.
А иранское информационное агентство «Тасним» обнародовало слова советника Хаменеи
генерала Сафави, заявившего, что посольства Израиля по всему миру «больше не находятся в безопасности».
Впрочем, вопрос о недопустимости атаки на посольство остается спорным. «Посольства защищены от применения силы в вооруженном конфликте не потому, что это посольства, а потому, что они являются гражданскими объектами, — сказал газете The New York Times профессор международного права Еврейского университета в Иерусалиме Юваль Шани. — Поэтому в принципе недопустимо нападать на посольство так же, как нельзя нападать на школу. <…> Если удар был нацелен на лиц, участвующих в военных операциях против Израиля, в том числе через прокси-вооруженную группировку, это, вероятно, означало бы, что здание было законной военной целью».
В течение двух недель после удара по иранскому консульству в Дамаске между Ираном и Израилем шла война нервов. В Израиле гадали, каким может быть ответ Ирана, и на всякий случай распорядились усилить защиту посольств в 28 странах, а в пяти из них: Бахрейне, Египте, Иордании, Марокко и Турции — эвакуировали сотрудников. Посольство США в Израиле также распространило среди своих сотрудников настоятельную рекомендацию не покидать границ Тель-Авива, Иерусалима и Беэр-Шевы.
В ответ на воинственные призывы Хаменеи министр обороны Израиля Йоав Галант заявил во время визита на границу с Ливаном, что страна готова нанести ответный удар по иранской территории, если Тегеран нападет на Израиль. Глава МИД Израиля Исраэль Кац также пригрозил ударом непосредственно по территории Ирана, написав об этом пост в X на персидском языке.
Некоторые СМИ постарались еще более усилить всеобщую нервозность. Так арабское электронное издание Elaph, редакция которого сидит в Лондоне, рассказало, ссылаясь на анонимный источник, что «в последние дни Израиль проводит секретную подготовку военно-воздушных сил с использованием истребителей различных типов и беспилотников, способных преодолевать большие расстояния, проводя маневры для возможного нанесения ударов в случае иранского ответа на бомбежку консульства в Дамаске по чувствительным объектам в Иране. В частности, среди них могут быть объекты, имеющие отношение к иранскому ядерному проекту».
12 апреля американская телесеть CBS сообщила, что по оценкам неназванных высокопоставленных источников в Белом доме, в течение ближайших суток ожидается масштабная иранская атака против Израиля, которая может включать запуск более 100 ракет и беспилотников. По мнению американских чиновников, если хотя бы одна из сторон откажется от сдержанности, последствия для всего региона могут быть ужасны.
«Ночь иранских ракет»
В ночь на 14 апреля Иран наконец нанес так долго обсуждаемый удар по Израилю. Он оказался мощнее, чем предупреждали США. Тегеран запустил в сторону Израиля 120 баллистических и 30 крылатых ракет, а также 170 беспилотников. В общей сложности ночная воздушная атака продолжалась около пяти часов. Среди ключевых целей были военные базы, аэродромы и правительственные объекты, пишет The New York Times. При этом жертв и разрушений почти не было. Более 99% ракет было перехвачено, причинен минимальный ущерб, заявили в Израиле. Очевидно, это феноменальное событие можно рассматривать как безусловный успех стратегии Израиля, почти сорок лет вкладывавшего огромные силы и средства в развитие системы противоракетной обороны страны.
«Провал беспрецедентной иранской атаки — это точка перелома… Израиль доказал, что скоординированный ответ с использованием сети радаров, различных типов ракет-перехватчиков и истребителей может защитить страну от комбинированной атаки баллистических и крылатых ракет, а также от огромного роя дронов-камикадзе… Это также важная веха в историческом развитии военных технологий, имеющая глобальные последствия, ведь подобная многоуровневая оборона может защитить и другие страны, например, Украину», — отмечает военный обозреватель газеты «ХаАрец» Аншель Пфеффер.