Фото: сайт Банка России
ЕС согласовал передачу Украине средств, полученных от замороженных активов РФ. Об этом сообщил в сети X глава МИД Чехии Ян Липавский. «Мы в ЕС одобрили использование доходов от замороженных активов Центрального банка России для помощи Украине. Только в этом году до 3 млрд евро, 90% пойдет на нужды украинской армии. Россия должна возместить ущерб, причиненный войной», — написал он.
Это произошло после встречи министров по делам Европы в Брюсселе, где они встретились перед июньским саммитом G7, где предполагается принять разработанную схему. Схема, надо сказать, достаточно аккуратная и не затрагивает «тело» замороженных в европейских депозитариях (в основном — в Euroclear) средств, размещенных там до войны российским ЦБ. В дело пойдут доходы, полученные депозитариями от размещения замороженных средств — как правило, они размещаются в надежные гособлигации.
Сумма все равно немаленькая: в феврале Euroclear, где заморожено 191 млрд евро из 260 млрд евро активов Центрального банка России, сообщила о процентах в размере 4,4 млрд евро по российским фондам. Также прогнозируется, что правительство Бельгии получит 1,085 млрд евро налогов.
Как пишет The Guardian, окончательная сумма, которая пойдет на финансирование военной помощи Украине еще не определена, но предполагается, что часть денег останется в депозитарии на оплату возможных российских исков, 10% от оставшейся сумма будут направлены на финансирование нелетальной помощи, чтобы успокоить государства-члены ЕС, которые не желают финансировать вооружения. Однако оставшиеся деньги тоже пойдут на закупку вооружений для Украины не напрямую. Схема хитрее: США обещали выделить до $50 млрд на вооружение для Украины, а ЕС предоставит вышеозначенные доходы от инвестирования замороженных активов ЦБ в качестве обеспечения данного кредита.
О том, что замороженные российские активы должны пойти на помощь Украине начали говорить чуть ли не с первых дней после «заморозки». Почему же потребовалось более двух лет, чтобы согласовать хотя бы предварительную схему? Вы не поверите — всему виной нерушимое право собственности.