Источник: Википедия
Зимой 1940 года, когда униженная Польша едва дышала под немецкой оккупацией, известный этнограф Кароль Стояновский опубликовал (разумеется, подпольно) работу под названием «За реславизацию восточной Германии». «Такие города, как Киль, Любек, Магдебург, Лейпциг, не говоря уже о Берлине, лежат на бывших славянских землях, — писал он. — Само название Берлин славянское». Ударной силой реславизации этих территорий должны были, по его выкладкам, стать «лужичане, численность которых по сей день составляет около четырехсот тысяч человек и которые до сих пор не германизированы».
Похожих проектов в те годы в Польше было много. К примеру, ушедший в подполье Познаньский университет в монографии под названием «Границы Великой Польши» (1941 г.) планировал включить в ее состав Померанию с островом Рюген, Силезию, Восточную Пруссию и опять же Лужицу. Может показаться абсурдом, что столь далеко идущие территориальные претензии были выдвинуты именно в тот момент, когда существование не то что польского государства, но и польского народа как такового повисли на волоске. С другой стороны, если воспринимать это как своеобразную психотерапию, то все встает на свои места: тут чем радикальнее, тем утешительнее.
И вот то, что казалось ненаучной фантастикой в 1941-м, внезапно стало вполне себе реальным проектом в 1945-м. Но для начала коротко о самом предмете разговора.
Кто такие лужичане
Лужицкие сербы — потомки полабских славян, попавшие в Х веке под власть немцев и постепенно превратившиеся в «остров в немецком океане». Удивительно уже то, что лужичане вообще сохранились как этническая группа, в то время как их славянские сородичи на севере были зачищены под ноль.