Париж, 15 июня 2024 года, массовая акция протеста против французских ультраправых

Париж, 15 июня 2024 года, массовая акция протеста против французских ультраправых

Panoramic/Keystone Press Agency/ Global Look Press

«В Европе правый поворот», «пророссийские партии усилили свое присутствие в Европарламент» — подобные заголовки можно было прочитать во многих СМИ на прошедшей неделе. Так что же произошло и насколько серьезно нужно опасаться российского влияния в Евросоюзе? В интервью Republic на эти вопросы отвечает политолог, специалист по крайне правым, исследователь российского влияния в Европе, глава Центра демократических принципов в Вене Антон Шеховцов.

— Недавно прошли выборы в Европарламент. Кто-то говорит, что там произошел правый поворот. Как вы оцениваете эти результаты?

— Усиление поддержки крайне правых ожидалось, но это не катастрофа. Да, они взяли чуть больше, чем было раньше. Но центристские силы, а это прежде всего Европейская народная партия, социал-демократы и центристы-либералы «Обновляя Европу», составляют в целом большинство европарламентариев. Усиливается блок консерваторов-реформистов, по крайней мере, так раньше называлась эта группа — «Европейские консерваторы и реформисты». В основном они представлены сейчас партией Джорджи Мелони. И нужно будет смотреть, конечно, с кем она будет сотрудничать, каковы будут ситуационные коалиции.

В целом, да, есть движение направо, но я не сказал бы, что это как-то вредит демократии. Это, конечно же, может сделать Европейский парламент менее предсказуемым. Ну или скажем, будет больше дискуссий вокруг таких вопросов, как зеленая повестка, бюджет и прочее. Но в целом я не вижу, что будут какие-то такие кардинальные изменения.

— Считается, что Европарламент не такой-то уж и влиятельный институт в европейской политической системе, скорее это некий барометр настроений в европейских сообществах. Насколько крайне правым удастся через него серьезно влиять на политику Евросоюза?