После многих лет поисков неизвестных архивов периода Второй мировой и Великой Отечественной войны, можно сказать, что известный нам сегодня стиль и образ «Советской военной фотожурналистики» был сформирован прежде всего военной цензурой. Под ее абсолютной властью уравнивались любые шероховатости и отступления от общественно признанных рамок и правил фотографирования. Цензура приводила все разнообразие и новаторство, которые могли позволить себе фотографы в военной фотографии, под один общий канон или стиль. Если что-то что не вписывалось в эту картину мира, а точнее, в картину войны, то такие снимки уничтожалось или закапывались глубоко в архиве, после чего, как показывает практика, просто сгнивали в архивах.

На сегодняшний день, по уже найденным архивам 11 советских фотографов, можно увидеть, насколько разным был их фотографический почерк, а также индивидуальный стиль каждого из них. Первые подходили близко к героям снимков и событиям, экспериментируя с углами съемки и кадрированием; вторые предпочитали не вмешиваться и снимать со средней дистанции, будучи наблюдателями; третьи снимали хорошо очень личные одиночные портреты, по одному герою в кадре с различной композицией; четвертые специализировались на групповых портретах и массовых сценах; а пятые, при абсолютной ненужности этого жанра на войне в то время, снимали достаточно лирические пейзажи, которые, конечно же, никогда не могли быть опубликованы. Рассматривая небольшие детали на негативах различных фотографов, можно достаточно много сказать о самих авторах. Пережитый личный опыт на войне по-разному формировал их фотографический стиль и подход.

Портрет Олега Кнорринга. Берлин, Германия. 1945 г. Фото: автор неизвестен, возможно, автопортрет / из открытых источников

Одним из таких советских военных фотографов, который обладал своим уникальным фотографическим почерком, был Олег Кнорринг. Фотокорреспондент Олег Кнорринг является одним из ярчайших представителей советских фронтовых фотографов периода Великой Отечественной войны. И то, что совсем недавно нам удалось обнаружить ранее считавшуюся утраченной большую часть архива его фронтовых негативов (более 800 негативов), является огромной удачей. Этот архив был в достаточно хорошем состоянии. Часть негативов, особенно с начала войны, были значительно пересвечены, скорее всего, из-за сложных условий проявки в военное время. Усугубило их состояние, как зачастую бывает, хранение в ненадлежащих условиях. Вместе с негативами сохранились несколько конвертов с оригинальными авторскими подписями. Большая часть негативов была без подписей или с неправильными подписями, поэтому понадобилось достаточно длительное время для верификации снимков и дополнении деталей к описанию. После нескольких лет работы и длительного сканирования, мы с вами можем увидеть эти уникальные кадры.