Фото: соцсети
24 августа в День государственного флага Украины президент Владимир Зеленский подписал долго проходивший в Верховной Раде и вызвавший много общественных и политических дискуссий закон №8371 о запрете деятельности в стране религиозных организаций, связанных с Россией, пояснив, что это позволит «освободиться от московских чертей». В просторечии он именуется законом о запрете Украинской православной церкви (УПЦ) — крупнейшей религиозной организации страны, официально насчитывающей сейчас не менее восьми тысяч приходов (реально до 10 тысяч). Его последняя версия была принята 20 августа Верховной Радой после того, как Зеленский в своем обращении четырьмя днями ранее заявил о намерении предпринять решительный шаг по обеспечению «духовной безопасности», а Всеукраинский совет церквей как общественная организация его одобрил.
Киев пытается объединить православных украинцев, но пока наблюдается прямо противоположный эффект. О том, какие последствия будет иметь новый закон, разворачивающий «церковный корабль», что об этом говорят эксперты и священнослужители, рассуждает научный сотрудник Центра по изучению Восточной Европы при Бременском университете (Германия), религиовед Николай Митрохин.
Нюансы закона
Вопреки надеждам радикальной части украинского общества, закон не подразумевает быстрого и одномоментного закрытия УПЦ, а формулирует длинную процедуру принятия решений, в рамках которой должна быть проведена еще одна экспертиза Государственной службы по этнополитике и свободе совести (обычно в сокращении используется ее украинская аббревиатура ДЭСС) в отношении каждой заподозренной в связях с РФ организации. Потом должно быть вынесено предписание о разрыве связей и определен девятимесячный срок для исполнения. Но и после этого каждая община УПЦ должна быть запрещена как отдельное юридическое лицо и может оспаривать этот запрет в суде.
Таким образом, решение о реальном запрете УПЦ, даже если та ничего не будет делать в плане оформления дальнейшей сепарации от РПЦ или юридически бороться в судах, произойдет не ранее мая 2025 года, а конкретные общины могут сопротивляться как минимум до середины 2026 года. Провести через суды порядка восьми тысяч дел о закрытии приходских и монашеских общин непросто даже при полном контроле офиса президента за судебной системой, чего пока не наблюдается. Правда, для исторически значимых зданий, составляющих около 30% храмов УПЦ, закон делает поблажку и позволяет их конфисковывать в упрощенном порядке.