
Крестный ход в Курской губернии,1883 год. Картина Ильи Репина
Изображение: Wikipedia / Tretyakov Gallery
Не самый очевидный промежуточный итог российско-украинской войны — православие остаётся важным фактором общественно-политической жизни в обеих воюющих странах. Притом фактором, далеко не всегда проявляющим себя в соответствии с некой строгой схемой: мол, партия (государство) сказала «надо», комсомол (духовенство и верующие) ответили «есть».
Достаточно вспомнить, как в первые дни вторжения РФ в Украину около 300 священнослужителей Русской церкви подписали коллективное обращение против войны. Наверняка российские власти этот поступок потряс куда больше, чем недовольство условных театралов, киноактёров или журналистов свободных медиа. Всё-таки клир РПЦ давно приобрёл имидж силы антилиберальной, проимперской и безусловно лояльной нынешнему государству.
В дальнейшем среди духовенства нашлись и люди, готовые отстаивать свою позицию под угрозой наказаний как от собственного начальства, так и государства. Всё это наводит на мысль: вопреки устоявшимся в антиклерикальной среде стереотипам, православие в России — нечто большее, чем странная субкультура антисемитов, ультранационалистов, неосталинистов и поборников домашнего насилия, готовых поддерживать любую государственную власть. А знания об истории церкви позволяют понять и прошлое страны в целом.
Как появилось православие и чем оно отличается от католицизма?
В конце V века нашей эры под ударами вестготов, вандалов, гуннов и многих иных племён пала Западная Римская империя. На её месте победители создали ряд новых королевств. Восточная Римская империя (она же Ромейская держава, она же Византия) в те же годы выстояла под натиском пришельцев. Впоследствии её элиты веками позиционировали себя законными наследниками Древнего Рима и хранителями истинного христианства.
Сражение за малоазиатскую Эдессу между византийцами и турками-сельджуками в 1031 году
Изображение: Wikipedia / Хроники Иоанна Скилицы
Молодая религия к тому времени располагала пятью официально признанными центрами, где несли служение наиболее авторитетные церковные деятели с титулами папы («отца») или патриарха («обладающего властью отца»): Константинополем, Римом, Иерусалимом, сирийской Антиохией и египетской Александрией.
"Католики считают римского папу законным и непогрешимым лидером всего мирового христианства, а православные полагают, что верующим из разных стран не нужна единая организация с общим руководителем"
Ну это слишком большое упрощение. Во-первых, Папа непогрешим только ex cathedra. Во-вторых, православные скорее не против "общей организации" - наоборот, такая организация и называется церковь. Различие там скорее в том, что управляться такие организации должны коллективно - через соборы, а не решением одного лица
И патриарха Кирилла часто обвиняли (и обвиняют) именно в папизме - узурпации власти в Церкви, где коллективные органы управления типа Синода просто придаток его власти
Церковь в России никогда не пользовалась авторитетом, сравнимым с авторитетом власти. Ни Иван IV, ни Пётр I не смогли бы так унижать церковь, если бы её поддерживали верующие. Но в России вера отдельно, а церковь отдельно.
Ну строго говоря католических церквей много: марониты, армяно-католики, сиро-католики и т.д. Есть только одна римско-католическая церковь, в то время как греческий обряд принят в семи церквах (если считать только сохраняющие канонической общение), а его славянская (с отделившейся сравнительно недавно румынской) версия в ещё большем количестве. Есть специфика отношений Святого престола и восточных католиков (последние признают его старшинство), но в православии Вселенский патриархат схожим образом смотрит на все отделившиеся от него церкви, хотя те же Московский или Болгарский патриархаты скорее считают себя равными Константинополю.
Про сотрудничество с КГБ хорошо бы упомянуть.
Замечательная ясная статья. Добавил бы, что несмотря на различия и весь христианский мир остается взаимосвязанным. В Европе в Православие чаще переходят протестанты - их привлекают ритуалы, мистика, бездонность наследия и практик. Статья написана для широкого круга читателей, но все же один нюанс я бы уточнил. Главное отличие в крестном знамении: православные крестятся справа налево, а католики слева направо. Но вот что касается перстосложения, то тут есть нюансы. У читателя складывается впечатление, что католики крестятся двумя перстами, православные - тремя перстами. Католики же не придают большого значения перстосложению, поэтому условно можно креститься и пятью перстами, десятки форм возможны. Тогда как в истории русского Православия - это почти догматический вопрос. Стоглавый собор признавал только двуперстие, раскол закрепил трехперстие, тогда как сейчас с поздних советских времен РПЦ признало равноспасительность двуперстия и трехперстия. Часть верующих - например, единоверцы, крестятся двуперстно. Тем самым, православные крестятся трехперстно или двуперстно, а католики как хотят.
меня в детстве в костёле учили как креститься чинно благородно по-католически: сложенными вместе пятью прямыми пальцами.
Спасибо, Данил!