Крестный ход в Курской губернии,1883 год. Картина Ильи Репина

Крестный ход в Курской губернии,1883 год. Картина Ильи Репина

Изображение: Wikipedia / Tretyakov Gallery

Не самый очевидный промежуточный итог российско-украинской войны — православие остаётся важным фактором общественно-политической жизни в обеих воюющих странах. Притом фактором, далеко не всегда проявляющим себя в соответствии с некой строгой схемой: мол, партия (государство) сказала «надо», комсомол (духовенство и верующие) ответили «есть».

Достаточно вспомнить, как в первые дни вторжения РФ в Украину около 300 священнослужителей Русской церкви подписали коллективное обращение против войны. Наверняка российские власти этот поступок потряс куда больше, чем недовольство условных театралов, киноактёров или журналистов свободных медиа. Всё-таки клир РПЦ давно приобрёл имидж силы антилиберальной, проимперской и безусловно лояльной нынешнему государству.

В дальнейшем среди духовенства нашлись и люди, готовые отстаивать свою позицию под угрозой наказаний как от собственного начальства, так и государства. Всё это наводит на мысль: вопреки устоявшимся в антиклерикальной среде стереотипам, православие в России — нечто большее, чем странная субкультура антисемитов, ультранационалистов, неосталинистов и поборников домашнего насилия, готовых поддерживать любую государственную власть. А знания об истории церкви позволяют понять и прошлое страны в целом.

Как появилось православие и чем оно отличается от католицизма?

В конце V века нашей эры под ударами вестготов, вандалов, гуннов и многих иных племён пала Западная Римская империя. На её месте победители создали ряд новых королевств. Восточная Римская империя (она же Ромейская держава, она же Византия) в те же годы выстояла под натиском пришельцев. Впоследствии её элиты веками позиционировали себя законными наследниками Древнего Рима и хранителями истинного христианства.

Сражение за малоазиатскую Эдессу между византийцами и турками-сельджуками в 1031 году

Изображение: Wikipedia / Хроники Иоанна Скилицы

Молодая религия к тому времени располагала пятью официально признанными центрами, где несли служение наиболее авторитетные церковные деятели с титулами папы («отца») или патриарха («обладающего властью отца»): Константинополем, Римом, Иерусалимом, сирийской Антиохией и египетской Александрией.