Фото: скриншот видео / Первый канал
Война пускает корни в российскую литературу. Участник поездок к «ленточке» Олег Рой успел скрестить сентиментализм и бравурную пропаганду в трех томах. Вернувшиеся с фронта бывший зэк Дмитрий Туленков и поэт Дмитрий Артис воспевают самих себя, сумевших преодолеть «говно войны». Небольшое, но бойкое сообщество Z-поэтов под опекой Захара Прилепина продолжает рифмовать, не находя строк ни для российского солдата, ни для его трагедии.
Однако постепенно появляются и другие нарративы участников агрессии, не порывающие, но расходящиеся с пропагандистскими доминантами. Вот несколько таких неформальных, неофициальных Z-свидетельств.
Весною 2024 года в сети стали распространяться тексты Александра Габо «В Вагнерах. Заметки наемника». Автор пишет о себе как о 47-летнем московском бизнесмене, который из-за финансовых проблем в самом конце декабря 2022-го года записался в ЧВК.
Смысл войны и потенциальное убийство людей его нисколько не волнуют. Он представитель московского среднего класса, который с комфортом и в пьяном виде доезжает до Краснодара, а затем попадает, по сути, в компанию, где куча классных людей, хорошее снабжение и множество людей, готовых оказать помощь новичку. Такой взгляд определялся тем, что из-за наличия трех детей от трех жен его определили не в штурмовики, а в группу поддержки артиллерии. А боевой путь включал в себя запуск метеозондов, зарядку ракетных систем залпового огня, расчистку мест для занятия артиллерийских позиций, а также работу поваром на кухне. В общем, нормальная работа не на самом передке.
«Офигенный пацан», «прикольно общаться», «все по кайфу», «тусил» — обилие подобных фраз превращает рассказ о солдатском быте и боевом братстве в повествование об участии в интересном и сложном проекте. Первые же впечатления от прибытия на фронт сравниваются с компьютерной игрой: «Нас привезли на пункт временной дислокации. Это оказался заброшенный завод, весь забитый оружием. Обстановка, как в играх типа Counter-Strike и тому подобных. На воротах стояли ребята — охрана. Все по-серьезному».