
Йельский университет. Фото: pixabay.com
США — страна экстремально дорогого высшего образования. По свежим данным US News, средняя стоимость обучения в государственном университете в 2024–2025-м учебном году составит $11 011 для резидентов штата, в котором находится вуз, $24 513 для студентов из других штатов и $43 505 для поступивших в частные колледжи. Из года в год эти цифры растут, и в 2024-м 44% американских родителей заявили о неготовности к оплате даже первого чека из колледжа своего ребенка.
При этом речь идет о стране, где престиж высшего образования остается крайне высоким: 89% опрошенных College Ave семей согласились, что поступление в колледж важно для будущего детей. И, хотя скепсис к ценности университетского бэкграунда в штатах растет, очереди из абитуриентов в американские вузы от этого не сокращаются — высшее образование в США традиционно рассматривается как надежный социальный лифт и «путь к среднему классу». Что делать, если путь этот становится слишком уж недоступным?
Если молодому американцу не приходится надеяться на родительскую поддержку, стипендии или гранты, дорога в средний класс для него начинается с образовательного кредита — student loan. И это вовсе не какая-то нишевая или маргинальная история: в 2023 году задолженность по студенческим кредитам имели 43,6 млн американцев (около 13% населения США), а ее совокупный объем составлял свыше $1,64 трлн (в среднем $38 тыс. на заемщика). В кредиты влезают 55% студентов государственных вузов, и 57% — частных, и на погашение задолженностей им требуется в среднем 20 лет.
А теперь ключевая деталь, которая превращает студенческие кредиты из частной заботы отдельных студентов и домохозяйств в чувствительный фактор политической жизни в США.
92% от всех student loans — федеральные, то есть гарантированные правительством, и лишь 8% приходятся на долю коммерческих институций.
Первые щедро субсидируются, предлагаются по низкой ставке в 6,53%, не требуют поручителя и кредитной истории, предусматривают гибкие планы погашения (стандартный — на 10 лет), а иногда и выплату процентов самим государством. Нечто подобное в России пытается предлагать Сбербанк, вот только популярностью среди россиян кредиты на учебу совсем не пользуются.
Но о США, опять же, такого сказать нельзя, и в каждый предвыборный цикл подобная ситуация ставит инкумбентов (как правило, от Демократической партии) перед искушением эти долги простить — или хотя бы смягчить. Администрацию Джо Байдена Институт Катона в этом отношении называет самой агрессивной в американской истории: по ее инициативе уже было списано $169 млрд задолженностей по студенческим кредитам, и останавливаться на этом она не планирует. В августе Верховный суд окончательно заблокировал план прощения долгов SAVE, который продвигался действующим президентом и, по оценке Конгресса, должен был обойтись бюджету в $276 млрд. Сейчас бороться с судом за реабилитацию этой программы обещает Камала Харрис в рамках своей кампании.
Дебаты Трампа и Харрис 11 сентября 2024 года
Фото: ABC
Республиканцы же, напротив, к прощению кредитов относятся резко критично. Это демократы склонны рассматривать заемщиков такой «интеллектуальной» категории как свою аудиторию из образованных слоев городского населения. Для GOP же подобная ее специфика — прекрасный повод надавить на классовую ненависть и напомнить традиционно прореспубликанским «синим воротничкам», что пир устраивается за их счет.
«Он (Джо Байден] грабит трудолюбивых американцев, чтобы оплатить обучение дочери Карен на программе теории лесбийского танца», — прокомментировала член Палаты представителей от Республиканской партии Лорен Боберт в 2022-м план администрации Байдена по списанию студенческих долгов. Собственно, и Дональд Трамп апеллировал к трудящимся, когда в 2023-м говорил, что было бы «очень, очень несправедливо по отношению к миллионам и миллионам людей, которые выплатили свои долги упорным трудом» просто их списать. Ярым противником такой политики является и кандидат в вице-президенты Джей Ди Вэнс, который считает, что с прощением долгов республиканцы должны бороться «всеми силами и энергией».
Подобные сентенции — в особенности про «лесбийские танцы», намекающие, что современные гуманитарные дисциплины в вузах США абсурдны и их студенты не достойны господдержки — отдают таким же популизмом, как и фанатичное стремление демократов успеть списать как можно больше долгов перед электоральным циклом. Но, поскольку проблематика это монетарная и вполне материально исчисляемая, оценить позицию обеих сторон объективно намного проще.
И с аргументом о «миллионах трудолюбивых американцев» действительно тяжело поспорить.
Когда кредитором выступает правительство, выделяющее заемщикам средства налогоплательщиков, списание долгов означает перекладывание бремени на их плечи.
Причем речь совсем не обязательно идет об экстренной помощи малоимущим американцам, из-за выплат по образовательному кредиту едва сводящих концы с концами.
Например, стратегия администрации Байдена, опубликованная в апреле, предусматривает освобождение от задолженностей беспрецедентные 30 млн (почти 70% от всех «образовательных должников») американцев. В их числе:
— заемщики, выплачивающие проценты дольше 20 лет;
— заемщики, «испытывающие трудности с выплатой своих кредитов»;
— заемщики, «которые должны больше, чем должны были в начале погашения кредита» из-за накопления процентов.
То есть это буквально аттракцион невиданной щедрости, для легитимизации которого в каждом абзаце документа отмечается, что чернокожие и латиноамериканские заемщики сталкиваются с «непропорционально высоким бременем задолженности». Но он также открывает возможность для получения льгот людям вполне обеспеченным, как это было еще при обамовских послаблениях в 2012-м: тогда, к примеру, из-за законодательной лазейки выпускник с доходом в $70 тыс. в год (с поправкой на инфляцию, для тех лет очень даже приличным) мог получить прощение долга в $100 тыс.
И это посылает в общество определенные сигналы: «Прекратите тратить свои деньги на студенческие кредиты», — еще в 2012-м гласила реклама консалтинговой Advantage Group, помогавшей студентам добиваться федеральных послаблений. Из-за того, что правительство практикует кредитные прощения с поразительной регулярностью, студенты и университеты надеятся, что рано или поздно это повторится вновь.
Первые из-за этого намеренно выбирают более дорогие колледжи и не сдерживают себя в расходах на проживание (которые федеральная программа также покрывает), а университеты, учитывая вышеописанное, не стесняются ежегодно повышать стоимость обучения — ее оторванность от рынка и доходов домохозяйств все равно сгладит господдержка задолженностей. И возникает порочный круг: студенческие кредиты, борясь с последствием проблемы (ростом tuition fees), саму проблему во многом и создают.
И распространяют в американском обществе чисто социалистическую логику и надежду на государственную милость, которая противоречит присущему этой стране индивидуализму и культуре ответственности за свое финансовое поведение.
Политика прощений довольно тесно связана со скандальным законом 1995-го года о «Защите заемщика при погашении кредита». Согласно нему, вы можете рассчитывать на полное списание задолженности, если сумеете доказать, что колледж, ради поступления в который вы взяли кредит, «ввел вас в заблуждение или допустил другие неправомерные действия». Например, преувеличил информацию о количестве выпускников, успешно трудоустроившихся после получения диплома, и, таким образом, абитуриент оказывается в удобной позиции жертвы без необходимости критического осмысления информации о его вузе.
Прощение кредитов, разумеется, сомнительно и с сугубо макроэкономической точки зрения. «Если прощение… увеличивает инфляционное давление, ФРС реагирует переходом к более сдерживающей денежно-кредитной политике, чтобы предотвратить рост уровня инфляции. А сдерживающая денежно-кредитная политика приводит к более высоким реальным процентным ставкам, делая заимствования более дорогими, сокращая инвестиции и потребление и, следовательно, сокращая мультипликатор инвестиций», — объясняется в аналитической записке Texas Public Policy Foundation.
Есть ли из этой ситуации выход? Да, и сводится он к отказу от политики прощений и переходу к кредитной модели IDR — то есть погашению на основе дохода, когда сумма ежемесячных выплат зависит от заработка заемщика. Собственно, именно такую модель и предусматривал заблокированный байденовский план SAVE — и причиной его блокировки Верховным судом стала как раз «политическая» модификация IDR.
Байденовская редакция модели предусматривала, что американец освобождался бы от уплаты задолженностей при доходе, составляющем 225% от установленной черты бедности (в 1994-м, например, для освобождения по IDR этой черте нужно было соответствовать), фиксировал долю дохода, подлежащую ежемесячной уплате, на экстремально низком уровне в 5% и — при всех этих льготах — ограничивал срок погашения всего 10-ю годами, по истечении которых задолженность бы списывалась.
Реализация этого плана могла бы привести к издержкам в $475 млрд только за одно десятилетие, и независимая судебная система — единственный актор американской политики, который способен сдерживать президентские администрации от подобных «подарков избирателям». Прямая зависимость такого огромного числа людей от государства-кредитора в стране с менее совершенной политической системой привела бы к абсолютной легитимизации подкупа населения перед выборами. И на этом фоне представляется добродетелью, что студенческие кредиты так популярны лишь в США, Канаде, Великобритании и нескольких других развитых странах.
Пренебрежительное отношение к гуманитарным наукам, называя их "теориями лесбийского танца» вызывает, по меньшей мере, оторопь. Можно вспомнить одного из министров обороны России, который называл одаренных музыкантов "балалаечниками". Считать, что гуманитарные науки стоит изучать только в том случае, если они полезны для чего-то, например, для развития деловых навыков, не только смешно, но и очень опасно. Зачем изучать историю, философию или литературу? Просто потому, что их стоит изучать. Бизнесу не нужны гуманитарные науки — но они нужны людям. (Business Does Not Need the Humanities — But Humans Do)
Рассматриваемая в статье ситуация касается не вопроса, стоит ли изучать гуманитарные науки, а вопроса, кто за это будет платить. У вас есть деньги, что платить за изучение гуманитарных наук как основной специализации? Прекрасно, изучайте. Но вот если вы берёте на это гос. кредит, то вопрос от налогоплательщиков, как вы его будете с гуманитарным дипломом возвращать, совершенно закономерный.
Кстати, в американских колледжах-универах гуманитарные предметы составляют очень значительную долю курсов, которые вы _обязаны_ взять, независимо от вашей основной специализации. Остаться без гуманитарного образования американцам не грозит.
Ну да, я знаю, как работает система образования в Америке. И то, что статья о кредитах, тоже понимаю, и мое внимание, также , как и ваша, привлекла эта фраза про гуманитарные науки. А насчет кредитов, то, как вы сами, конечно знаете, существует огромное количество всяких грантов, стипендий, и начать образование можно в community college в своем штате, да и подрабатывают многие студенты, и без огромных кредитов можно обойтись. Но ведь деточка не хочет в своем штате, а если не в своем, то раза в два дороже, и берут родители кредиты, да еще и проживание оплачивают. Самое дорогое образование- медицина и юриспруденция, ну да и выплатить не так уж невозможно. Ну я лично, против того, чтобы кредиты прощать,а на самом деле надо не прощать кредиты, а давать их или без процента или под минимальный процент. А то и государственный кредит с вас сдирает 7%, так что налогоплательщики не обеднеют.
В мысли про "лесбийские танцы", несмотря на популизм, доля истины очень большая. Куча американцев на взятые кредиты изучает в универе историю искусств, women's studies, Native American studies, политологию, английскую литературу и т.д. Об интересности этих предметов можно легко поспорить, но вот про заведомое отсутствие возможности с таким дипломом заработать себе на нормальную жизнь спорить сложно. Так какого рожна этим великовозрастным детям прощать кредиты, взятые с целью провести в универе 4 весёлых года?
Некоторые умудряются и помереть (от старости, не от наркоты) не отдав студенческий заём. При том, что в отличие от неуплаты медицинских счетов, дефолт по студенческому займу негативно отражается на кредитной истории.
На самом деле, действительно, чем брать огромные деньги за образование, а потом списывать, лучше бы субсидировали университеты как в Европе
В Европе, кстати, проблема оболтусов, обитающих в универах по 7-8 лет, изучая сомнительные с точки зрения перспектив заработка предметы и умудряющихся даже эти предметы толком не изучить, стоит очень остро, и денег эта система пожирает впустую ой-ой-ой. Лучше не надо, как в Европе (по крайней мере, в большей её части).
Лет 40 назад себестоимость учебного процесса в MIT была $1 500 000 на одного студента (по данным "краснобая и баламута") Пусть она даже не изменилась, но и сейчас студент оплачивает за бакалавриат (4*$60000 = $240 000), что более чем в 5 раз меньше себестоимости.
Основная сумма берётся из endowment фонда, пополняемого успешными выпускниками. Ну и государство немного помогает (условие - призывной пункт на территории кампуса или - ещё лучше - военный факультет). В MIT как раз есть военный факультет, а в Гарварде даже от призывного пункта отказались.
Ваша идея спонсирования - то же перекладывание бремени обучения китайцев и индусов на плечи американских налогоплательщиков.
В большинстве стран Европы иностранцы платят полную стоимость, субсидируются только свои
Есть такая шутка - американский университет - это где русские профессора обучают китайских студентов. В Гарварде 50% - китайцы, 25% - индусы а 25% - все остальные. Но это я про этническому происхождение, по паспорту подавляющее большинство - американцы.
Однако если студент не имеет американского паспорта и платит "полную стоимость" сам (или вместе с родителями) - всё равно $240 000 не покрывают себестоимость обучения в MIT - minimum $1.5 млн. Остаток доплачивает сам университет из endowment фонда.