Второй трибунал над Дрейфусом, ноябрь 1899 года

Второй трибунал над Дрейфусом, ноябрь 1899 года

Изображение: Vanity Fair

Премьер-министр Франции в 1936–1937 годах Леон Блюм, первый еврей и социалист на своём посту, называл дело капитана Альфреда Дрейфуса «гуманитарным кризисом, менее масштабным и более скоротечным, однако не менее жестоким, чем Французская революция или Великая [Первая мировая] война». А советский и израильский историк Леонид Прайсман характеризовал это событие как «своеобразный рубеж, отделяющий друг от друга два века» и целую эпоху в жизни двух народов — еврейского и французского».

В понимании многих исследователей, дело Дрейфуса представляло собой пролог и прелюдию ко всем страшным и кровавым потрясениям, обрушившимся на Европу в первой половине XX века, а особенно — к установлению антисемитской диктатуры в Германии и Холокосту, охватившему весь Старый Свет.

Но как мог арест одного человека и суд над ним стать настолько значимым событием в истории всей Европы? Кем вообще был Дрейфус? Как обвинения против него были связаны с господствовавшими во Франции конца XIX века взглядами? И можем ли мы вынести для себя какие-то уроки из дела Дрейфуса спустя 140 лет после его начала?

Католики, социалисты и прочие антисемиты

Конец XIX века стал для Франции тяжёлым периодом, полным, как казалось многим французам, унизительных неудач. Прежде всего, речь шла о Франко-прусской войне 1870–1871 года: начатый императором Наполеоном III конфликт завершился для страны оглушительным провалом.

Сам монарх тогда сдался в плен и вышел на свободу лишь после заключения мира, а его армия потерпела несколько громких поражений и не смогла препятствовать превращению Северогерманского союза в Германскую империю. По итогам соглашения, принятого во Франкфурте в мае 1871 года и ознаменовавшего окончание боевых действий, Франция передавала Германии Эльзас и Лотарингию. К тому же проигравшая сторона обязывалась выплатить соседу-победителю крупные контрибуции.

Аллегорическое прощание Франции с Эльзасом и Лотарингией, картина 1895 года

Изображение: Wikipedia / Эммануэль Беннер