Мужчина с плакатом в поддержку Буша-младшего (слева на заднем плане) затесался в толпу сторонников Демпартии, требующих пересчёта голосов. Вашингтон, 11 декабря 2000 года

Мужчина с плакатом в поддержку Буша-младшего (слева на заднем плане) затесался в толпу сторонников Демпартии, требующих пересчёта голосов. Вашингтон, 11 декабря 2000 года

Фото: Wikipedia / Elvert Barnes

В одном из прошлых материалов «Ретроспектива» уже рассказывала о двух случаях, когда честность американских выборов вызывала сомнения: в 1876 году партии, судя по всему, заключили закулисное соглашение, позволившее победить республиканцу Ратерфорду Хейсу, а в 1960-х проигравший Ричард Никсон в кулуарах обвинял оппонента Джона Кеннеди в «краже» двух штатов.

В бесчестности электоральных процедур попытался убедить соотечественников и Дональд Трамп в 2020. Тогда кандидат от Республиканской партии публично заявил о подтасовке результатов и добавил, что «в нашей стране никогда не происходило ничего подобного».

Здесь бывший президент и нынешний кандидат явно лукавил — американская история знает множество случаев, когда подозрения в махинациях на выборах звучали намного более обоснованно, чем со стороны Трампа четыре года назад. Хронику скандалов на выборах в США можно вести с уникального происшествия в первой половине XIX века — тогда победу отпраздновал во всех смыслах проигравший кандидат.

1824 год: сначала ничья, потом — победа проигравшего

В отличие от современных выборов в США, на которых основная борьба разворачивается между демократами и республиканцами, в 1824 году на должность главы государства претендовало аж четыре кандидата из одной-единственной партии — Демократическо-республиканской.

Каждый из конкурентов пользовался поддержкой в разных частях страны. Вокруг сына второго президента в истории страны, опытного дипломата Джона Куинси Адмаса сплотилась Новая Англия. За спикера Палаты представителей Генри Клея в основном голосовали на Среднем Западе. Рабовладелец из Джорджии Уильям Кроуфорд находился под покровительством пропагандистов на Восточном побережье. И, наконец, четвертого кандидата, героя войн против Великобритании и коренных американцев Эндрю Джексона продвигали южане.

Карикатура сторонников Джексона на своих оппонентов: противники генерала изображены скулящими собаками. 1824 год

Изображение: Wikipedia / James Akin

С учётом такого разнообразия (а также постоянного прироста населения) не было ничего удивительного в том, что предпочтения граждан разделились. Историки пишут, что те выборы стали едва ли не первыми, на исход которых всерьёз повлияли региональные предпочтения. Сама система определения победителя на тот момент ещё оставалась разрозненной: лишь в 18 из 24 штатов выборщики определялись избирателями. В шести других штатах выборщики назначались местным законодательными органами, а симпатии граждан не учитывались.

Самым популярным кандидатом по результатам народного голосования оказался Джексон — он получил 152 901 голос. Адамс набрал 114 023 голоса, Клей — 47 217, а Кроуфорд — 46 979. Однако это достижение ещё не гарантировало прославленному ветерану итоговый триумф. Чтобы стать президентом, ему требовался как минимум 131 (то есть больше половины) из 261 голоса выборщиков, однако он получил лишь 99 вожделенных пунктов.

Остальные кандидаты набрали и того меньше: Адамса поддержало 84 выборщика, Кроуфорда — 41, а Клея — 37. Формально Джексон одержал победу по версии и граждан, и выборщиков. Однако поскольку он не получил требуемого перевеса, вопрос об определении следующего главы государства в соответствии с Конституцией перешёл в ведение Палаты представителей, где каждому штату принадлежало по голосу.

Результаты выборов-1824 по штатам: для жителя XXI века карта выглядит непривычно пёстро

Изображение: Wikipedia / United States Geological Survey