Белград, 28 января 2025 года, премьер-министр Милош Вучевич на пресс-конференции после объявления о своей отставке

Белград, 28 января 2025 года, премьер-министр Милош Вучевич на пресс-конференции после объявления о своей отставке

REUTERS/Amir Hamzagic/ Scanpix

Во вторник в сербские музыкальные топы вырвалась песня «Пада Влада» — то есть «падает правительство», которая давно уже стала неформальным протестным гимном в стране. Правительство Сербии действительно падает: премьер-министр Милош Вучевич подал в отставку, сам кабинет министров работает «под техническим мандатом», ожидая перетряски, — президент страны Александр Вучич обещает сменить половину правительства. Все это — результат студенческих протестов, начавшихся после трагедии в Нови-Саде: в ноябре там обрушился козырек недавно отреставрированного вокзала, похоронив под собой 15 человек.

Кстати, во вторник покинул свой пост и мэр Нови-Сада, да и отставки премьера протестующие требовали прежде всего потому, что он был мэром этого города во время ремонта вокзала. Можно сказать, что все требования протестующих выполнены: опубликована вся документация по реконструкции обрушившегося здания, отставлены все причастные, идет следствие в отношении подозреваемых. А протесты продолжаются. Причем к студентам присоединяются фермеры, преподаватели, врачи — и все они подчеркнуто дистанцируются от оппозиции. Обо всех противоречиях нынешней протестной активности Сербии и о том, чем кончится нынешнее противостояние, поговорили с юристом Ильей Вукеличем.

Президент Сербии Александр Вучич в своем очередном выступлении спрашивал, обращаясь к протестующим студентам: «Мы выполнили все ваши требования, чего вы еще хотите?» И с формальной точки зрения это правда. Но не вся. Потому что, общаясь с сербами, вижу, что многие ждут отставки Вучича. С вашей точки зрения, протесты вызваны только трагедией в Нови-Саде или за ними есть более серьезные основания?

— Трагедия в Нови-Саде — это повод. Вучич большинству надоел, а если говорить более прямо — обрыдл. Можно возразить: но как же так, он же совсем недавно победил на президентских выборах в первом туре. Но, во-первых, система выборов в Сербии даже при Слободане Милошевиче была прозрачнее. А когда Милошевич пробовал что-то подрисовать, даже в мелочах — сразу начинались протесты.

Так, в 1996 году протесты начались из-за попытки подрисовать результаты выборов в органы местной власти, в результате которых, кстати, оппозиция пришла к власти в Сербии повсюду, включая Белград. В результате в разгар зимы, которая и в Сербии не очень приятное время, в Белграде каждый день собирались на протесты не менее 100 тысяч человек, пока Милошевич не отступил.

Конечно, в Сербии нет таких фальсификаций на выборах, как в России или в Беларуси, где выборы и выборами-то назвать уже нельзя. Тем более что молодежь на парламентских выборах в прошлом году в основном не голосовала, чтобы показать свое разочарование, — и это сейчас, кстати, ей многие ставят в упрек. И надо отметить, что дело, конечно, не в полностью провальной политике, как было у Милошевича. Скорее, людям просто надоела манера руководства Вучича — тут он сам поработал себе во вред. Он практически попрал Конституцию, забрав себе полномочия, которыми по Конституции не располагает.

О чем идет речь?