t.me/nenorma_project

День снятия блокады Ленинграда, 27 января, как и сама блокада, в российском патриотическом каноне занимает специальное почетное место, рассказывать о котором начинают с самого раннего возраста. В российских детских садах этот день все чаще отмечается театрализованными сценками на тему тяжелого блокадного быта. Публичный разговор о пределах разумного в этом вопросе уже давно прекращен, однако от упрощения история, как ни странно, простой не стала.

Тематические мероприятия проходят в детских садах не только Петербурга, но и в других регионов — Архангельской, Оренбургской, Челябинской, Липецкой, в общем, во многих областях. Сюжет, как правило, выстроен вокруг «блокадного хлеба»; дети делят кусочки хлеба или сухарики, взвешивают их, «покупают» (точнее было бы сказать, «отоваривают»), подъедают крошки с ладони. Где-то они и воспитатели одеваются при этом в старые пальто, валенки и шали, изображая атмосферу блокадной зимы. Сопровождается действие чтением крайне трагических стихов и текстов.

Все это производит какое-то неуловимое впечатление неестественности. Разумеется, в блокаду страдали и умирали в том числе дети, тысячи детей. Об этом организаторы акций, по всей видимости, и хотят рассказать. И делают это в единственно доступной для пяти-шестилетних детей краткой игровой форме. Но когда в блокаду, то есть в смерть, голод и горе, играют современные, сравнительно обеспеченные и сытые дети, по заданию изображая «подъедание крошек» — такая апроприация все-таки выглядит странной, принужденной.

t.me/nenorma_project

Вообще ленинградская блокада является, наверное, самым возведенным в абсолют элементом военно-исторического канона даже по сравнению со всеми остальными. За годы он стал максимально отшлифован и бесспорен настолько, что любое неверное слово о блокаде способно вызвать возмущение, и не только у власти, но и у подавляющего большинства граждан, причем искренне. Если еще лет десять назад публичные дискуссии о блокаде и способах воспоминания о ней, а равно об уместности военных и политических уроков у дошкольников допускались, и даже сотрудники Музея блокады могли оценивать какие-то памятные акции для детей как кощунственные или уничижительные, то сейчас любое сомнение не признается допустимым.

Обсуждение исключено под угрозой не только общественного порицания, но и буквальных санкций. К примеру, на близкую тему переодевания детсадовцев в военную форму по случаю Дня защитника отечества или Дня победы робко подискутировать еще можно, но в этом случае — нет. Не осталось ни людей, которые решались бы на это, ни страниц, где спор мог происходить. Бесспорным, как следствие, стал не только сам блокадный подвиг, но и все связанные с ним ритуалы, ничем уже не ограничиваемые.

Нужно ли рассказывать маленьким детям о блокаде? Наверное, да. Так, во всяком случае, ответит большинство, которое в самом вопросе увидит недостаток патриотизма. Но как рассказывать — вот вопрос. Что бы сказали даже самые патриотические родители, если бы в детсадах по тому же принципу стали разыгрывать сценки бомбардировок, например, Донецка? Не сочли бы такую «игру» перебором?

t.me/nenorma_project