Скандальное судебное сражение кончено: британский винный критик Майкл Бродбент выиграл дело против Random House – издателей книги «Уксус для миллионеров» Бенджамена Уоллеса. Книга рассказывает о тянущемся много лет скандале из-за вина, якобы принадлежавшего Томасу Джефферсону. Больше дюжины бутылок были, как утверждается, найдены в 1985 году немецким коллекционером Харди Роденштоком. Три бутылки из коллекции были проданы с торгов Christies, где Бродбент тогда возглавлял винный отдел. В 1985 году Малкольм Форбс заплатил более 156 000 долларов за бутылку Chateau Lafite 1787 года с выгравированными инициалами Th.J. – это стало рекордом стоимости одной бутылки вина. Феноменальным стало и количество сплетен вокруг лота: споры по поводу того, было ли вино подлинным, не утихают и сейчас. Миллиардер Уильям Кох, потративший больше 500 000 долларов на 4 бутылки из «клада Джефферсона», с 2006 года судится с Роденштоком, утверждая, что купленное вино – фальшивка. Сам же Бродбент объявил судебную войну издательству, выпустившему «Уксус для миллионеров». По мнению критика, книга Уоллеса «полна ошибок и клеветы» и порочит его репутацию, намекая на возможность сговора аукциониста и Роденштока. Итогом тяжбы, в которой сторону истца представляли сразу четверо юристов, стали принесенные со стороны Random House извинения и признание того, что высказанные предположения о некомпетентности Бродбента неверны. «Уксус для миллионеров» не будет продаваться на территории Великобритании. Издатели также выплатили критику компенсацию, размер которой не разглашается. Но сам Бродбент – на радостях откупоривший магнум Mouton 1990 года – скромно признает, что этих денег хватит, чтобы купить несколько ящиков пристойного вина и устроить благотворительный обед. Судебные издержки, которые стоят дороже пары обедов для всех бездомных Лондона, оплачивает проигравшая сторона. Автор «Уксуса» уже заявил, что ни в коей мере не присоединяется к реверансам, сделанным издателями в адрес Бродбента, и по-прежнему настаивает на отсутствии какой-то клеветы в своей книге. Уоллес утверждает, что никогда не обвинял Бродбента в намеренном введении в заблуждение аукционный дом и покупателей вина. Журналист обвинил Бродбента в использовании британской законодательной системы, которая в вопросах исков о клевете и защиты чести и достоинства лояльна к истцу. Это стало причиной популярности так называемого libel tourism, когда отмывать якобы запятнанную честь в Британию едут со всего мира. Юристы Бродбента уже, конечно, отвергли это соображение, заявив, что их клиент здесь живет и никаких резонов практиковать libel tourism у него нет. Иск Бродбента и, говоря шире, дело вин Джефферсона вызывает куда больше вопросов, чем ущемление свободы слова из-за законов о клевете. Тянущаяся больше 20 лет история по-прежнему полна загадок – они появились с самого начала, когда Роденшток темнил с подробностями обнаружения коллекции, выдавая информацию крошечными порциями и часто ограничиваясь общими словами. Другая вещь – это неожиданно острая реакция самого Бродбента – звезды винного мира, самого британского из всех британских критиков. В профессиональной среде он известен как педант, до сих пор следующий совету своего первого начальника «всегда записывать впечатления о любом продегустированном вине». Когда критик не может это сделать сам, за него под диктовку строчит Дафна – его тихая аккуратная жена, постоянная героиня колонок своего мужа и его верный секретарь. Бродбент – антипод американца Роберта Паркера с его склонностью к броским эпитетам и навешиванию ярлыков. Экс-глава винного отдела Christie's – большей частью бесстрастный аналитик, наслаждающийся вином без истерии, а критикующий без ярости. При этом часть фирменного стиля Бродбента – холодноватый юмор, который делает, например, книгу Vintage Wine не набором заметок о выпитом, а оригинальным дневником; это полвека жизни, откомментированной через вино. Представить, чтобы этот ироничный и даже чуть апатичный человек так взъелся на автора книги, большей частью просто пересказывающей события 20-летней давности, даже как-то странно. Возможно, реакция на «Уксус» объясняется тем, что никто так и не может ответить на главный вопрос о подлинности «вин Джефферсона». Даже репутации Бродбента не хватает, чтобы навсегда перетянуть чашу сомнений в одну сторону. Бывший глава отдела керамики Christie's Хюго Морли-Флетчерс, в 1985 году проводивший экспертизу той самой бутылки Chateau Lafite и подтвердившей подлинность гравировки с инициалами Th.J., сказал, что мог быть неправ. «Проблема в том, что мы занимаемся не точными науками. Мы высказываем мнения», – сказал Морли-Флетчерс в интервью New Yorker, отвечая на вопрос, могли ли ошибиться и другие эксперты. В случае вина беда в том, что время, отпущенное природой на проверку экспертных мнений, относительно недолго по сравнению с архитектурой или живописью. Когда-то даже самое дорогое вино неизбежно превратится в уксус – вне зависимости от того, кто и сколько за него заплатил. Кстати, про заплатил – права на экранизацию «Уксуса для миллионеров» уже купила компания HBO Films. Продюсировать фильм собирается актер Уилл Смит. Говорят, эдакий «Код Джефферсона» хотят сделать очень по-голливудски: с драматичными сценами аукционных торгов, дегустациями-вакханалиями и международным детективным расследованием. Бродбент уже думает о том, не подать ли ему новый иск – а уж чем отпраздновать победу, в его погребке всегда найдется.
«Уксус для миллионеров»: скандальное судебное сражение
Настоящий материал (информация) произведен и (или) распространен иностранным агентом Проект «Republic» либо касается деятельности иностранного агента Проект «Republic»
Малкольм Форбс заплатил более 156 000 долларов за бутылку Chateau Lafite 1787 года, споры по поводу его подлинности не утихают и сейчас.
Оставлять комментарии могут только подписчики.
Если у вас уже есть подписка,
авторизуйтесь.
Из-за новых требований российского законодательства нам приходится удалять некоторые комментарии — для безопасности участников дискуссии и сотрудников Republic.
Комментариев нет
Загрузка...