Знаем мы, что это за нос! | От Гоголя к Голливуду

В прокат вышел «Счастливый конец» – фильм, который язык не поворачивается назвать комедией. Хотя он – смешной. У молодого мужчины в один прекрасный день сбежал член. Сбежал, чтобы стать человеком… Все, кто переживает потерю работы, любимой женщины, денег – должен сходить на этот фильм, чтобы понять, что такое потеря потерь. Услышать отчаянный утренний вопль главного героя, стриптизера Паши, обнаружившего пропажу. Это похлеще экзистенциальных кризисов, пострашнее депрессии. Полными ужаса глазами смотрит он с экрана в зрительный зал, и все понимают – вот она, настоящая беда. А в случае Паши (которого играет Павел Деревянко) это еще и потеря рабочего инструмента. Ну что за стриптизер без члена? Это ж как король без короны. Начинается кризис стриптизерской самоидентификации и долгое путешествие Павла. В финале трудного пути он обретет не только утраченное достоинство, но и подлинные ценности. ЗНАЕМ МЫ, ЧТО ЭТО ЗА НОС! Толчком к созданию фильма был «Нос» Гоголя – этого режиссер Ярослав Чеважевский не скрывает. Здесь и один из героев на Гоголя похож, и портреты писателя везде развешены. В «Счастливом конце» без обиняков высказана мысль, которую разделяют гоголеведы и последователи Фрейда: знаем мы, что за нос сбежал у майора Ковалева. В фильме член, как и гоголевский герой, разгуливает по улицам Петербурга – восторженно изучает новый мир, глаза распахнуты в изумлении. А как иначе – ну что он видел на своем веку? Чему был свидетелем и соучастником? Думаю, очень непросто было вживаться в эту роль молодому актеру Юрию Колокольникову. Как он будил актерское свое воображение? Призывал ли на помощь, как советовал Станиславский, «память физических действий»? Все это останется тайнами его творческой мастерской. Колокольников отлично справился с рискованной ролью. Есть лишь одна опасность: хорошо сыгранная роль сильно влияет на зрительские ожидания. Сыграл ты доброго милиционера – все, теперь ни шага в сторону. Сыграл размазню – продолжай! А как продолжать Юрию?

ОТ ГОГОЛЯ К ГОЛЛИВУДУ

Где-то в середине фильма проявляется сверхзадача его создателей. Она оказывается весьма неожиданна для столь фривольного сюжета. Хозяин и его пустившийся в бега товарищ влюбляются в одну женщину. Встречаются. И тут вместо дуэли начинается яростная проповедь. Проповедует герой Колокольникова. Неудержим, духовной жаждою томим, клеймит он позором Павла: «Ты никогда никого не любил! А меня ты использовал! А член нужен, чтобы женщину любить и детей зачинать... У меня теперь своя жизнь и возвращаться я к тебе не буду!» Прямо у помойки Павел обличен в грехах своих. И ему становится стыдно. Он вспоминает, как подло жил, когда «пытался трахнуть весь мир». Член берет с хозяина обещание, что кроме любимой женщины больше в его жизни никого не будет. Так меняется регистр, и на наших глазах комедия о сбежавшем члене обретает почти толстовский проповеднический пафос: люби только одну женщину, а всякий романтически-сексуальный поиск – от лукавого. Этому учит беглец. Но и он получает свою долю нравоучений. Случайно встречает он такого же свободолюбца, который очень давно сбежал от своего хозяина. Играет пожилой орган не кто-нибудь, а Александр Филиппенко. И он учит юного своего коллегу смирению: «Ты должен знать свое место. Что бы ни было – ты тот, кто ты есть. И люди видят, кто ты есть». И вот, смелая поначалу пародия на Гоголя вошла в голливудские стандарты: не только пропаганда семейных ценностей и хеппи-энд, но даже исправление двух главных героев. Один становится «чище и добрее», другой сознает, что пора возвращаться на родину. Коротко говоря – где родился, там и пригодился. Шаг от Гоголя к Голливуду делается мгновенно. Фильм, который обещал быть отвязным, нарушающим все нормы, – ну уж, как минимум, эстетические – становится стерильным. Что в нашем случае – если иметь в виду сюжет – вообще кощунство. Но поэтому «Счастливый конец» и выходит в массовый прокат: там, где член произносит проповеди, общественной нравственности ничто не угрожает.