Тезис о том, что иностранные автомобильные заводы на территории нашей страны нужнее правительству России, нежели самим иностранным концернам, кажется спорным. Ведь еще недавно мы обсуждали амбициозную концепцию развития автопрома в России, после реализации которой наша страна должна стать автопроизводителем номер один. Надо заметить, что, например, Польша или Венгрия являются давними автосборочными площадками, но при этом не приблизились к тому, чтобы стать автомобильными державами. Хотя там производство идет со сваркой и окраской. Надо заметить, что там локализация получше будет. И удовлетворяют эти славянские производственные площадки все потребности Европы и даже немного Азии. Например, Suzuki SX4 собирается в Венгрии, а FIAT 500 – в Польше. И они поставляются во все страны мира. И встроиться в эту логистическую систему непросто. Особенно на падающем рынке, когда мы имеем кризис перепроизводства. Хорошую информацию дают показатели в динамике. Например, при открытии завода Ford во Всеволожске нам обещали на первом этапе локализацию 20%, затем 30% и 35%. В дальнейшем предполагалось, что локализация достигнет 70%. А если попробовать посмотреть, как она изменилась? Нам говорят, что она находится на уровне 40%, но при этом в понятие локализации включают электроэнергию и зарплату наших рабочих. А количество российских комплектующих растет медленно. И об этом постоянно говорят российские производители автокомпонентов. Мировые производители приводят в Россию своих производителей, которые не образуют совместные предприятия с российскими партнерами, а просто открывают свои сборочные предприятия, не передавая технологий, не позволяя воспользоваться своим опытом. Образец для заимствования при построении национальной автомобильной промышленности есть. Можно найти, у кого заимствовать. Например, у Китая, Бразилии, Индии. Ничто не мешает российским компаниям в 2020 году приобрести ряд западных автопроизводителей, как сейчас это делают китайцы и индусы. Просто уже сейчас для этого надо создавать не автосборочные производства, а СП, и не заманивать иностранных автопроизводителей в Россию, а проводить отбор среди них, кто больше готов вложить в наш рынок. Ясно, что рынок России за счет своего объема будет привлекательнее многих европейских и эти инвестиции окупятся. Например, индийские «Тата», «Марути» начинали именно как СП, хоть и собирали иностранные устаревшие модели. Но делали это под своими брендами и по полному циклу. У нас уже есть такие ростки: Нижегородский Volga Siber гораздо важнее для будущего российского автопрома, нежели сборочный завод одного из японских брендов. Просто надо мыслить хотя бы на десятилетие вперед.