Правительство внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменений в закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Настоящую войну этому нововведению объявило информационное агентство Regnum.ru во главе с Модестом Колеровым, который раньше отвечал в администрации президента России за связи с соотечественниками. Разумеется, за этим противостоянием есть что-то аппаратно-интриганское, да и личного, наверняка, хватает. Уверен: если покопаться, обнаружатся и бизнес-противоречия. Но в этом разбираться неинтересно. Привлечено внимание к законодательной инициативе, по которой можно судить о состоянии умов тех, кто у власти в России, и это главное. Состояние же это, на мой взгляд, следует признать большевицким. То, чего Ленин хотел от партии нового типа в момент ее основания, теперь переносится на российскую диаспору. РСДРП(б), как известно, именуется партией нового типа из-за ленинской формулировки первого пункта устава: «Членом партии считается всякий, признающий ее программу и поддерживающий партию как материальными средствами, так и личным участием в одной из партийных организаций». Вот личное участие – оно принципиально. Можешь быть весь из себя марксист, но ежели ты не солдат партии, то – отвали. Сейчас «российскими соотечественниками» считаются все без исключения уроженцы Российской империи, Российской республики (1917 года) и СССР, и их прямые потомки. Эта норма уточняется указом президента России о Государственной программе переселения в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, который вводит в качестве дополнительного фактора личное самоопределение соотечественника как человека, связанного с русским языком, культурой или историей России и её народов. В случае принятия закона в нынешней редакции к соотечественникам будут относиться граждане РФ, постоянно проживающие за рубежом, а также лица, проживающие за пределами РФ, «сделавшие свободный выбор в пользу духовной и культурной связи с Россией, относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории страны». За основу признания соотечественниками лиц, не состоящих в гражданстве РФ, предлагается положить «принцип самоидентификации, подкрепленный соответствующей общественной или профессиональной деятельностью». Когда в законе появляется оборот «как правило», можно заключить, что это не закон, а юридическое обоснование произвола. Ну, а «исторически проживающие» – это вообще не по-русски сказано. Не говоря уже об очевидном шаге к принципу крови и почвы при определении национальной принадлежности в ущерб культурной самоидентификации. Но главное, конечно, в «общественной и профессиональной деятельности». Особенно профессиональной. Ведь это подразумевает работу в интересах действующей российской власти. А ежели человек просто считает себя исторически и культурно связанным с Россией, то это ничего не значит, раз он не солдат партии. То есть… Ну, понятно. Чем бы ни объяснялся пафос Regnum.ru, надо признать, что правительство предлагает законопроект, ставящий активную политическую лояльность и даже склонность к общественной деятельности выше принципа национально-культурной самоидентификации. Принцип этот, надо сказать, не националистический, а корпоративный. Национализм, в том числе и в нацистском варианте, открывает широкие возможности для достижения национального консенсуса. В данном же случае предполагается, что властная корпорация присваивает себе право кооптации одобренных ею лиц в состав нации. Пока еще той ее части, что находится за рубежом. Но следующий шаг – распространение этого принципа на Россию. Это, безусловно, рецепция большевицкого наследия, а не попытка воспроизвести нечто из практики нацистской Германии, хотя сопоставление, конечно, напрашивается: роль немецких общин за рубежом в территориальной экспансии Гитлера до начала Второй мировой войны общеизвестна. И сейчас, думаю, в странах, где есть российские диаспоры, правительственный законопроект может быть воспринят как попытка создания пятой колонны и агентуры влияния. Но все же эта параллель неуместна – в первую очередь, задуматься стоит тем, кто живет в России, а не ее ближним и дальним соседям. А то так живешь, хлеб жуешь, никого не трогаешь, примуса починяешь, а к тебе приходит кто-то, как Швондер к профессору Преображенскому, и говорит: не русский ты человек. Почему? А по кочану. Вот так жилтоварищи на общем собрании решили.