Суммы, которые были потрачены на интернет-сайты отдельных государственных структур, порой кажутся совершенно несуразными. Когда стоимость работ исчисляется десятками миллионов рублей, а разработка сайта какого-нибудь министерства обходится государству более чем в миллион долларов, очень сложно не заподозрить, что обошлось без серых схем, откатов и других злоупотреблений. Но, как говорится: «Не пойман – не вор», и мне не хотелось бы голословно обвинять заказчиков и разработчиков госсайтов в нарушении закона. Да, высокий уровень коррупции в нашей стране не отрицает никто. О взяточничестве говорят и простые граждане, и высшее руководство страны. И поэтому, повторюсь, многомиллионные госконтракты на создание интернет-представительства какого-нибудь ведомства не могут не вызвать подозрений. И все-таки, проводить проверки по данным заказам – дело, в первую очередь, Счетной палаты. В принципе, все прекрасно понимают, что при желании на сайт можно потратить сколько угодно средств, освоить любой бюджет. Можно посадить 50 дизайнеров и программистов в офис в центре Москвы и платить им зарплату в течение двух лет, но вот нужно ли это, когда речь идет о госсайте? Интернет-страницы для госучреждений обычно разрабатываются в соответствии со строгими требованиями, имеют довольно простой классический дизайн, стандартизированную навигацию. Чаще всего в случае с такими проектами от разработчиков не требуется сложная работа с графикой, анимацией, мультимедийным контентом… Уверен, что сайты того же уровня, изучив существующие предложения на рынке, можно было бы заказать на несколько порядков дешевле. В этой связи интересно поговорить о том, как заключаются контракты на интернет-проекты для госорганов, и почему большинство интересных проектов достаются государственным же компаниям. Прежде всего следует понимать, что о тендерах просто узнают далеко не все потенциальные исполнители. Информация о тендере может быть опубликована в какой-нибудь мелкой служебной газете, которую никто и не читает, или в совершенном неожиданном разделе сайта, куда никто не заглядывает. Формально: условия соблюдены, информация появилась в открытом доступе. Реально: о тендере все равно узнали только те, кто о нем должен был узнать. Уж если стремиться к открытости проведения тендеров на разработку госсайтов, то информация о сроках и условиях тендера должна публиковаться открыто на том информационном ресурсе, за которым следит большинство дизайн-бюро. Делать это совершенно необходимо, потому что чем больше компаний участвует в тендере, тем богаче выбор, и тем, скорее всего, в итоге ниже цены. Даже если о тендере известно, множество проблем бывает в самих бумагах, описывающих требования к потенциальному исполнителю. Иногда документы составлены так, что претендовать на госзаказ может только государственный же разработчик, или же вовсе условия составлены специально под определенную компанию. В отдельных случаях это может быть оправдано. Некоторые заказы, действительно, уместно «отдавать» только госструктурам же – например, разработку сайта для ФСБ, МВД, МЧС, Минобороны и прочих силовых и военных ведомств. Но вот преференции для госструктур в случае с разработкой сайта мэрии, муниципального округа, невоенного министерства явно недопустимы. На самом деле, для того, чтобы от десятков миллионов за разработку сайта перейти к миллионам (или даже к сотням тысяч), нужно, всего-то, организовать открытый тендер, отказаться от преференций в пользу госструктур и выбирать исполнителя по соотношению «цена-качество». Да, все просто. Но вот хотят ли этой простоты сами чиновники?