Авария на нефтяной платформе в Мексиканском заливе может аукнуться и российским нефтяникам. По словам министра энергктики Сергея Шматко, его ведомство составляет список требований к компаниям, добывающим нефть на шельфе. 
Добыча нефти на шельфе — дело непростое. На суше можно просто поставить буровой станок и начать бурить землю. А чтобы начать бурить на шельфе, нужно установить платформу на дно или подвесить ее на якорях — современные технологии позволяют бурить на глубине 2 километров. 
Российские условия добычи, особенно на арктическом шельфе, крайне суровые: льды могут снести не только любую платформу, но и трубопровод. Поэтому экологические нормы должны быть жесткими. Но они уже жестокие. И если их грамотно применять, то не нужно придумывать каких-то специальных требований к добывающим компаниям. 
А в умении применять, когда это особенно необходимо, никаких сомнений нет. Достаточно вспомнить, как у компании Shell в свое время отобрали проект «Сахалин-2». Послали туда Олега Митволя. Он облетел все на вертолете, нашел нарушения законодательства, оценил ущерб, нанесенный природе, в $10 млрд. После того, как в проект зашел «Газпром», все претензии к «Сахалин-2» будто испарились — такие вот у нас нормы. 

Затем государственную монополию на добычу нефти на шельфе закрепили законодательно. Что греха таить, все российские законы имеют правила, написанные невидимыми чернилами: какие бы нормы не вносились, главное, чтобы «Газпром» не возражал. Согласно изменениям в закон «О недрах» от 2008 года, к компаниям, которые могут добывать нефть на шельфе, предъявлено два жестких требования. Компания должна иметь опыт таких работ не менее пяти лет и быть при этом государственной. 

Структур, проходящих через этот фильтр, только две: «Газпром» и «Роснефть». Они и есть теперь главные по шельфу. Есть вероятность, что появится государственный оператор. «Зарубежнефть» имеет опыт работы на шельфе во Вьетнаме. А чтобы выполнить условие по пятилетнему опыту работы в России, ее сейчас сливают с компанией «Арктикморнефтегазразведка» — она открыла много месторождений на Арктике, опыт у нее действительно есть. 

Из этого правила есть, врочем, исключение. Шельфовые проекты есть и у частной компании — «Лукойла». Она работает в Калининграде, а недавно началась добыча на месторождении имени Юрия Корчагина на Каспии. Их забрать у «Лукойла» никто не решился, особых претензий к нефтекомпании не было, — разработка проектов началась до внесения изменений в законодательство, да и само месторождение технически сложное, а инвестиции с коммерческой точки зрения рискованные. У «Лукойла» тут есть партнер — «Газпром». Но учитывая, что государству принадлежит только половина акций газового концерна, к «государственности» разрабочиков каспийского шельфа при желании можно придраться, а это — нарушение закона «О недрах». Тогда «Лукойл» должен будет или поделиться частью проекта с госструктурами или вообще уйти из проекта. 

Ужесточение может коснуться и отбора подрядчиков. В числе тех, кто может быть виновным во взрыве нефтяной платформы в Мексиканском заливе, называют американскую компанию Cameron, производящая оборудование для буровых установок и компонентов к морским платформам. Может ли Cameron после того, как засветилась в мексиканской аварии, надеяться на подряд на нашем Штокмане? Я лично в этом сомневаюсь.