Затем государственную монополию на добычу нефти на шельфе закрепили законодательно. Что греха таить, все российские законы имеют правила, написанные невидимыми чернилами: какие бы нормы не вносились, главное, чтобы «Газпром» не возражал. Согласно изменениям в закон «О недрах» от 2008 года, к компаниям, которые могут добывать нефть на шельфе, предъявлено два жестких требования. Компания должна иметь опыт таких работ не менее пяти лет и быть при этом государственной.
Структур, проходящих через этот фильтр, только две: «Газпром» и «Роснефть». Они и есть теперь главные по шельфу. Есть вероятность, что появится государственный оператор. «Зарубежнефть» имеет опыт работы на шельфе во Вьетнаме. А чтобы выполнить условие по пятилетнему опыту работы в России, ее сейчас сливают с компанией «Арктикморнефтегазразведка» — она открыла много месторождений на Арктике, опыт у нее действительно есть.
Из этого правила есть, врочем, исключение. Шельфовые проекты есть и у частной компании — «Лукойла». Она работает в Калининграде, а недавно началась добыча на месторождении имени Юрия Корчагина на Каспии. Их забрать у «Лукойла» никто не решился, особых претензий к нефтекомпании не было, — разработка проектов началась до внесения изменений в законодательство, да и само месторождение технически сложное, а инвестиции с коммерческой точки зрения рискованные. У «Лукойла» тут есть партнер — «Газпром». Но учитывая, что государству принадлежит только половина акций газового концерна, к «государственности» разрабочиков каспийского шельфа при желании можно придраться, а это — нарушение закона «О недрах». Тогда «Лукойл» должен будет или поделиться частью проекта с госструктурами или вообще уйти из проекта.