Судя по всему, Apple начинает очередную революцию, цель которой – укрепление своих позиций на корпоративном рынке. А может быть, правильнее говорить о создании позиций, так как до нынешнего времени среди систем для среднего и крупного бизнеса господствуют РС. Да, Apple радостно заявляет о расширении своих продаж в сегменте крупного бизнеса и правительственных структур. Например, за II календарный квартал этого года продажи «Макинтошей» в бизнес-сектор возросли на 50%, а в госсектор – аж на 200%, многократно опередив рост соответствующих рынков. Но эти достижения, безусловно, весьма достойные с точки зрения Apple, в масштабе всего рынка практически незаметны: в упомянутых областях РС как занимали «почти 100% рынка», так и занимают. Так исторически сложилось, и действуя только в области продаж, Apple невозможно изменить сложившуюся ситуацию. Пока компьютеры Apple не обладают какими-либо ярко выраженными преимуществами для корпоративного рынка. Например, моноблоки (a-la iMac, некоторые даже называют этот форм-фактор «iMac-like») и компьютеры в корпусах booksize (a-la Mac mini) для корпоративного рынка выпускают целый ряд компаний, как глобальных, так и локальных. Например, на российском рынке такие решения предлагает Kraftway. Для прорыва компании необходимо предложить бизнес-сегменту новые технические решения, по изяществу сравнимые с пальце-ориентированным интерфейсом iPhone или с сенсорной панелью, поддерживающей управление жестами, установленной в MacBookAir, – но при этом актуальные для корпоративного пользователя. Разумеется, на корпоративном рынке корпорации потребуется совсем иной маркетинг, чем на рынке систем для персонального использования и для творчества. Вряд ли на корпоративных заказчиков подействует харизма Джобса в его неизменном свитере, да и iPhone вряд ли можно рассматривать в качестве корпоративной платформы. Но есть все основания предполагать, что в завоевании сердец (и кошельков) заказчиков на обоих рынках компания пойдет чем-то похожим путем. Например, на розничном рынке Apple, популяризовав свои «новые» продукты – iPod, iPhone, а с некоторого времени и iPad – увеличила число сторонников своего бренда. И они начинают с большей охотой покупать и компьютеры «с яблоком». За III квартал – он не совпадает с календарным – компания продала 9,41 млн плееров, 8,4 млн телефонов и 3,47 млн компьютеров, причем последним лишь немного уступили планшеты – 3,44 млн. Возможно, таким же способом – через популяризацию оригинальных решений, но только более нишевых – Apple начнет прорыв и на корпоративном рынке. Одним из таких решений может быть широкое внедрение сенсорных дисплеев на настольных компьютерах: такую технологию Apple недавно запатентовала. Разместить сенсорную панель поверх экрана теоретически несложно – это с успехом делают производители тачфонов, – но при этом размеры покрываемых дисплеев невелики. Если экран крупный, а панель должна быть с поддержкой пальцевого управления (по последней моде!), да еще и достаточно прозрачной, чтобы не размывать изображение на дисплее, то инженерная задача нетривиальна. Опробовав такие решения на iPhone, перенеся их на iPad, корпорация вполне может предложить их на корпоративных компьютерах. Компьютеры с тачскринами, рассчитанные на розничный рынок, уже существуют – например, моноблоки Sony и Acer. Есть и ноутбуки с сенсорными экранами (например, Hewlett-Packard), но особым спросом ни те, ни другие не пользуются. Как показывает практика, массовому потребителю тач-скрин на обычных компьютерах (не планшетах) не очень-то нужен: какой смысл тянуться к экрану и тыкать в него пальцем или стилусом, когда можно управлять интерфейсом при помощи привычной «мыши»? Сказанное справедливо и для некоторых корпоративных пользователей. Например, на дисплеях, подключенных к десктопам в back-office, «тач-скрин» хоть в некоторых случаях и может быть удобен, но вряд ли может стать основанием для замены РС на Мас. Но в некоторых нишевых применениях «тач-скрин» будет весьма удобен и крайне полезен. Прежде всего, в компьютерах front-office, где все чаще для экономии места используют моноблоки, сенсорный экран может оказаться весьма полезным. По сути, при таком подходе стационарный компьютер превращается в планшет, что позволяет избавиться от клавиатуры и мыши. А это и уменьшит площадь, занимаемую рабочим местом, и увеличит комфорт оператора, которому в тесноте совершенно неудобно работать с традиционной периферией (будете вносить платежи в салоне сотовой связи – обратите внимание на «простор» за стойкой). Рынок систем для front-office огромен – во всяком случае, много больше, чем Apple занимает сегодня на корпоративном рынке. Выпустив решение для таких нишевых применений, Apple может резко увеличить свою долю рынка корпоративных компьютеров. А потом ситуация может развиться по принципу «коготок увяз – всей птичке пропасть». То есть с большой степенью вероятности компании, «распробовав» преимущества компьютеров Apple (например, большую устойчивость к вирусам, наличие решений в компактных корпусах и т.д.), начнут приобретать системы этой марки и для back-office. Но не все так просто. Возьмем в качестве примера издательства: во многих верстка идет на «Макинтошах», но для экономии средств остальные компьютеры – РС. Лишь некоторые крупные издательские дома сделали своим корпоративным стандартом Apple. Появление в составе корпоративных решений компьютеров Apple автоматически не ведет к переходу на новую платформу всего компьютерного парка корпораций. Ведь технической необходимости в этом нет: компьютеры разных платформ могут с одинаковой легкостью обрабатывать документы наиболее распространенных форматов. Поэтому для продвижения на этот рынок корпорации необходима активная маркетинговая поддержка. Причем маркетинг этот должен быть нового типа: «по-эппловому» изящным и вместе с тем понятный крайне консервативному корпоративному рынку.