Наступает ренессанс «операторских телефонов» – мобильников, выпускаемых под брендом сотовых компаний. Но если несколько лет назад операторы, продвигая такие телефоны, стремились увеличить уровень проникновения своих услуг, то сейчас в этом практически нет смысла: уровень проникновения сотовой связи в стране достиг 143%. Сегодня основная причина появления «операторских телефонов» – в том, что традиционные вендоры систематически оказываются не в состоянии предоставить простые функциональные устройства по приемлемой цене. И речь идет не только о телефонах, но и об абонентских устройствах других типов. Самый свежий пример: «операторский телефон» представил «Скай Линк». Устройство под немудреным названием Simple стоит недорого: менее 1900 рублей. Новинка, выпущенная малоизвестной компанией Olivia Telecom, построена на новом чипсете с более низким энергопотреблением и более долгим временем автономной работы. Удалось повысить и компактность, а значит – придать телефону более или менее современный внешний вид. Это в случае со «Скай Линком» весьма актуально, так как для большинства CDMA-телефонов характерен дизайн в стиле «привет из девяностых». То есть оператору не нравятся технические параметры и дизайн телефонов «с рынка», и он берет на себя нетипичные функции вендора. По той же причине под своим брендом продвигают телефоны и другие компании. Казалось бы рынок перенасыщен GSM-аппаратами, но большинство моделей телефонов функционально пусты и уныло однообразны (в отличие от смартфонов, которые хоть платформами различаются). Например, МТС искала недорогой телефон для бизнес-пользователей, но так и не нашла. В результате компания представила собственную модель Business 840. Сегодня это один из самых продвинутых традиционных сотовых телефонов на российском рынке, который при этом стоит в рознице менее 5000 рублей. И это не первый опыт компании в этом направлении. Есть МТС Touch 540 – самый дешевый на рынке тачфон. Есть МТС Qwerty – устройство, лидирующее среди телефонов с аппаратными алфавитными клавиатурами. Наконец есть МТС 236 – самый простой и дешевый из всех возможных телефонов. Похожий собственный телефон есть и в линейке «Билайн» – это А100 (прямой конкурент упомянутому МТС 236). «МегаФон» сейчас не продвигает сотовые телефоны под своей торговой маркой, хотя в свое время активно делал это: модели его так называемых простофонов позже вышли на рынок под бренд Just5. Зато компания предлагает абонентские устройства других типов: ММС-фоторамки, ММС-камеры и даже нетбук в комплекте с сотовым модемом под собственным логотипом. При правильной организации дела «операторский телефон» – очень удобная рыночная модель. Такие устройства прекрасно популяризируют разнообразные услуги сотовой связи, побуждая массовых абонентов пробовать новые сервисы и с большей интенсивностью использовать уже знакомые, генерируя при этом дополнительный трафик. Наконец, устройства повышают лояльность клиентов: логотипы операторов будут попадаться абонентам несколько раз на дню, причем на активно используемых устройствах. У операторов есть все возможности, чтобы заказывать производителям оптимальные для себя конфигурации мобильников. Для производителя это крупные клиенты: представьте объем заказа, если телефон должен присутствовать во всех салонах МТС по всей России, да еще и у крупнейших партнеров. Такой заказчик может и управлять кастомизацией аппаратов (цвет, форма кнопок, размер надписей и прочие «рюшечки»), и контролировать соблюдение заданных параметров. Деваться операторам некуда, так что рынок операторских телефонов будет и дальше развиваться. Затяжному системному кризису крупных вендоров, которые с удивительным пренебрежением относятся к массовому рынку, сосредоточив внимание на смартфонах и на имиджевых моделях, пока не видно конца. Проблемы Nokia, о которых вновь заговорили в связи с недавней сменой менеджмента компании, это лишний раз подтверждают.