В среднем раз в неделю мне как продюсеру задают вопрос: «Сколько нужно денег, чтобы сделать из обычного человека звезду?» Конечно, человек, претендующий на роль артиста эстрады, должен обладать харизмой, быть тем самым «неограненным алмазом». Но огранка стоит весьма существенных денег, а когда речь заходит о деньгах, то лучше оставить лирику и заняться бухгалтерией. Как любой бизнес-план проект создания звезды включает в себя уровень затрат, стратегию развития и прогнозируемый доход. Шоу бизнес продает артиста: его музыку, концерты, лицо, имя, бренд. Деньги отбиваются через все вышеперечисленное плюс рекламу, рингтоны, дополнительные проекты, которые привлекают массы к продукту или услуге, которую артист рекламирует. Сколько же стоит сделать звезду? Постараемся ответить на этот вопрос, хотя конкретные затраты зависят от множества переменных.
Сколько стоит «огранка» Все дело в дизайне Стратегия маркетинга Модели «сверху вниз» или
«снизу вверх» Кому принадлежит власть
в новой эпохе музыкального
бизнеса? Насколько выгодно вкладывать
в шоу бизнес? Звезду не делают, а открывают
Когда в африканской красной земле, где-нибудь в Сьерра- Леоне, работник, которому платят меньше, чем доллар в день, находит алмаз, этот алмаз выглядит, как обычный камень. Но потом камень попадет к профессионалам: огранщикам, ювелирам, – и бесформенный камень становится тем, что выставлено в ювелирном магазине Tiffany’s на Манхэттене.
В среде индустрии развлечений эта «огранка» называется artist development или «развитие артиста». «Огранка» происходит в разных областях: вокал, движение на сцене, имидж, звучание, фото и видеоряд. Все это формирует звезду.
Сколько стоит?
От $10 000 до $50 000, в зависимости от степени «огранки» и профессионализма специалистов, которые участвуют процессе.
Если продолжить аналогию бриллианта, то дизайн камня во многом определяет его ценность. Чтобы максимально раскрыть красоту алмаза, нужна рука мастера. «Мастер» в большинстве случаев – это коллектив (иногда это один человек). Композитор, поэт, аранжировщик, музыканты, костюмеры, режиссеры, фотографы и другие мастера делают дизайн: звучание, тематику, музыкальный ряд и видео, создавая артиста.
Выбор «мастера» – ключ к успеху. Не надо сорить деньгами и нанимать всех самых дорогих специалистов, надо найти хорошего, свежего мастера, который чувствует врожденную талантливость артиста, иногда полезно доверить альбом двум-трем продюсерам. Музыкальный альбом – это коллекция лучшего, что сделано артистом. Это, если хотите, музыкальная огранка или дизайн. Дизайн может быть разный: это могут быть небезызвестные и конечно же неоригинальные «поющие трусы», которые могут стрельнуть, но быстро выдохнутся. Или стильный певец, поющий и играющий на гитаре с латиноамериканским саундом, который в случае успеха может спокойно делать музыку и собирать залы десятилетиями.
Сколько стоит?
За альбом: $40 000 – $150 000.
За видеоклип (их надо делать пару-тройку в год):
$20 000 – $150 000
За последние 10 лет в мире индустрии развлечений произошла революция. Информационная монополия ТВ и радио, существовавшая со времен их изобретения, была подорвана «всемирной паутиной».
Раньше нам доходчиво объясняли, какие артисты нам нравятся, их можно было увидеть по «Первому каналу» или MTV. Нам, по сути, говорили, кто звезда, а кто нет. Соответственно, те, кто владел «золотым ключиком» к СМИ, те, кто могли занести чемоданчик с деньгами на телевизионные каналы и популярные радиостанции, могли в буквальном смысле сделать звезду. Другого пути не существовало. Теперь люди, особенно молодые, сами выбирают, что, когда и как смотреть и слушать. С появлением интернета, «золотой ключик» появился у каждого поэта, певца и музыканта.
Стремительный переход от одной модели подачи и потребления информации в другую в корне изменил то, что называется «звездный маркетинг».
Традиционный подход «Сверху вниз» все еще имеет большое значение. Миллионы людей слушают радио и смотрят телевизор. Поэтому, чтобы сделать поп-звезду, нужно определенное присутствие на традиционных платформах СМИ. Для этого нужно обычно большее количество денег, хороший видео-, аудиоматериал и связи.
Модель «сверху вниз» используется крупными инвесторами и лейблами для, так сказать, звезд первой величины. Например, последний клип Lil’Wayne под названием Lollipop (кстати, снятый моим продюсером Джеффом Панзером), получивший премию MTV в номинации «Лучшее рэп-видео» стоил $450 000. Клипы такого уровня попадают на телевидение и в радиоэфир.
Теперь о новой модели «снизу вверх». Это сочетание активного присутствия артиста в интернете, включая социальные сети, сайты, блоги, видео- и аудиопорталы, с созданием целого движения последователей и ценителей.
Этой моделью не гнушаются и ведущие мировые политики. Президент США Барак Обама выиграл последние выборы за счет эффективного использования интернета. За 21 месяц предвыборной кампании в поддержку Обамы через социальные сети, онлайн-рассылки было пожертвовано около $500 млн. Беспрецедентная сумма, и подавляющее большинство этих пожертвований пришло не от богачей, а от обычных людей.
Первопроходцы стратегии «снизу вверх» в шоу-бизнесе – группа OК GO. Они практически изобрели вирусное видео, сделав клип «Here we go again», бюджет которого был близок к нулю. Их последний клип «This too shall pass» стоил около $150 000 спонсорских денег, а количество просмотров на Youtube в первые три дня перевалило за 3,5 млн.
В ближайшем будущем стратегия маркетинга артиста должна будет включать сочетание этих двух подходов в пропорциях, которые будут зависеть от потенциала звезды.
Сколько стоит?
$50,000- $500,000
Раньше власть принадлежала лейблам, потом продюсерам, сейчас у артистов есть выбор.
Это может быть крупная организация, как российский «Первый канал» или концертная организация Live Nation в США, которые могут совершать крупные сделки, сочетающие в себе контроль над эфиром, концертной организацией, мерчендайзингом и т.д. Или независимая фирма с небольшим набором хорошо продаваемых артистов и связями в ключевых сферах.
Существуют и «партизанские» рэп-команды, у которых все концерты организуются через собственный сайт. Снимается зал, об этом извещаются фанаты, билеты продаются напрямую, без посредников. В общем, выбор огромен и это – самое прекрасное в новой эпохе шоу-бизнеса.
Инвестиции в шоу-бизнес – это рискованные венчурные инвестиции. Но при этом шоу-бизнес остается очень доходным делом.
Гонорары российских звезд колеблются между $15,000 и $50,000 за концерт. Даже при «расслабленном» графике в 5–7 концертов в месяц годовой доход составит от $1 млн до $4 млн. Это не считая доходов из других источников.
Гонорары мировых звезд гораздо выше. Например, уровень сделок Мадонны и Jay-Z с концертным гигантом Live Nation в 2007-м и 2008 годах составлял $100 млн и $150 млн соответственно.
Напоследок разбавим бухгалтерию лирикой. Есть некое качество, которое отличает просто талантливого человека от звезды, и это качество важно суметь в человеке узнать. Если его нет, то никакие инвестиции не помогут.
В 90-e годы был некий певец В., которым занимался крупный и очень влиятельный продюсер. В артиста было вложено огромное количество денег и времени. В. был хорошим музыкантом и неплохим певцом, но он не стал звездой. Это, наверное, самое эфемерное измерение шоу-бизнеса, однако те же принципы относятся и к выбору любого продукта или услуги.
Сколько стоит?
Нисколько. Звездный потенциал нельзя купить, но можно работать с людьми, которые этим даром обладают.