«Аэрофлот» обещает создать низкобюджетного перевозчика к 2013 году. А летать новая авиакомпания будет из «Домодедово». И это при том, что базовый аэропорт национальной авиакомпании – «Шереметьево». Несмотря на то, что к такому сценарию развития событий «Аэрофлот» подталкивают вроде бы серьезные причины – высокая загруженность «Шереметьево», вероятность базирования аэрофлотовской «дочки» в каком-либо другом аэропорту я оцениваю как нулевую.
До того, как в начале 2010 года Владимир Путин отписал «Аэрофлоту» шесть авиакомпаний из активов «Ростехнологий», у национального перевозчика уже был опыт управления дочерними предприятиями – «Донавиа» и «Нордавиа». Сконцентрировавшись на более прибыльном международном бизнесе, «Аэрофлот» озадачил их разработкой внутреннего рынка, в том числе отдав им некоторые региональные рейсы. Внутренний рынок важен для того, чтобы международная сеть подпитывалась региональными пассажирами. Поэтому регулярные рейсы «дочки» «Аэрофлота» совершают из одного аэропорта с материнской компанией – «Шереметьево».
А еще «Аэрофлот» – это российский представитель международного альянса Sky Team. В альянс «Аэрофлот» приняли еще и для того, чтобы пассажиры иностранных авиакомпаний имели возможность добраться из Москвы, скажем, в Екатеринбург и Новосибирск, не томясь многие часы в аэропорту в ожидании вылета. А уж о том, чтобы они колесили с чемоданами по Москве, переезжая из одного аэропорта в другой, вообще речи быть не может. Стыковка должна быть быстрой и технологичной. Такова суть альянса, и именно поэтому «Аэрофлот» с «дочками» работает в одном аэропорту с компаниями Sky Team.
Но это – не единственная преграда будущего аэрофлотовского дискаунтера в «Домодедово». Самый главный вопрос: с какой стати полугосударственная авиакомпания и принадлежащий государству аэропорт «Шереметьево» будут дарить пассажиров частному аэропорту «Домодедово»? Совсем недавно отгремели бои по третьей полосе, спорили, где ее строить – в «Домодедово» или «Шереметьево». Почему государство должно помогать частному аэропорту, а не государственному же, рассуждал в интервью Slon.ru гендиректор «Шереметьево» Михаил Василенко.
Уверена, что именно такой логикой совет директоров «Аэрофлота» будет руководствоваться при принятии решения об аэропорте базирования для новой дочерней авиакомпании. И логика эта – не в пользу «Домодедово». А если вспомнить тот факт, что все последние годы транспортные власти предпринимали все мыслимые и немыслимые меры, чтобы не выпускать авиакомпании из «Шереметьево» в «Домодедово», то возможность столь щедрого подарка заклятому конкуренту покажется призрачной.
Про нехватку площадей в «Шереметьево» и вовсе откровенная неправда. Совсем недавно «Аэрофлот» освободил старенький «Шереметьево-1» (B – в буквенном наименовании). Теперь это терминал для низкобюджетных линий. Туда сразу же из «Внуково» переехала авиакомпания Avianova. Не проще ли ее попросить на выход, чем отпускать кусочек «Аэрофлота» в далекий чужой «Домодедово»?
В общем, сообщение об «Аэрофлоте» и «Домодедово» – за гранью здравого смысла. Но ведь для чего-то национальный перевозчик пишет такие программы? Разумеется. Угроза полностью или частично уйти в «Домодедово» – старый дедовский способ добиться чего-нибудь для себя от «Шереметьево». При Валерии Окулове, например, таким образом добивались строительства собственного терминала – того самого, что сегодня называется терминал D в «Шереметьево». Даже причину называли ту же – нехватка площадей «Шереметьево».
А сейчас между «Аэрофлотом» и «Шереметьево» идет торг на тему того, как управлять этим терминалом. Управление всеми терминалами аэропорта должно быть централизованным, – вроде бы решили все заинтересованные стороны. А дальше – одни вопросы. Кто главнее? Нужна управляющая компания или слияние? Кому сколько акций? И так далее. Угроза подарить свою «дочку» «Домодедово» – а это именно угроза – всего лишь козырь в руках «Аэрофлота». А сыграет ли он, думаю, станет понятно в ближайшее время. Ждем новостей по управлению терминалами в «Шереметьево».