Указ президента об упраздненииРосохранкультуры готовился давно. Но это не лучшее решение, которое могло быть принято в деле охраны культурного наследия. К сожалению, Росохранкультура не смогла достичь необходимой эффективности. Но это вина государства, которое не сумело или не пожелало обеспечить эту структуру достаточным количеством кадров и ресурсов. Наше государство обладает огромным культурным наследием, и сегодня стоит задача не только его сохранения, но и интеграции в современную жизнь. Управление исторической недвижимостью – это потенциально целая отрасль национальной экономики, очень специфическая и пока совершенно неразвитая. Стоимость исторической недвижимости составляет десятки если не сотни миллиардов рублей, культурная ее ценность вообще неизмерима, и все это требует грамотного использования и защиты. Это огромная работа, для которой изначально и создавалось отдельное ведомство. Теперь государство фактически расписалось в своей неспособности решить задачу сохранения национального наследия на современном уровне. Полномочия Росохранкультуры переходят к Министерству культуры, но для него охрана культурного наследия становится только одной из множества других функций, и отношение и финансирование будут соответствующими. Кроме того, необходимо понимать, что любая подобная реорганизация парализует работу не менее, чем на полгода. Перевод чиновников в штат Минкультуры, решение вопросов с территориальными органами Росохранкультуры, переписывание множества нормативных документов… Кроме того, я не уверена в том, что исполнение этих функций предусмотрено бюджетом Министерства культуры на текущий год, а ведь мы находимся в самом начале года. В общем, боюсь, что в ближайшие месяцы важнейшая работа по охране культурного наследия во всей России вообще встанет. Больше всего тревожит, что остановится процесс государственной аккредитации экспертов, уполномоченных проводить историко-культурную экспертизу. Несколько лет из-за неспособности бюрократии подготовить нормативную базу экспертная деятельность была полностью парализована, а это значит, что невозможно было ставить на охрану памятники, так как некому было осуществить официальную экспертизу. Аккредитация экспертов только-только началась, но теперь она снова прекратится на неопределенный срок. И если в Москве несколько экспертов все-таки успели пройти эту процедуру, то есть регионы, в которых пока вообще нет ни одного аккредитованного эксперта. Я бы не стала связывать упразднение Росохранкультуры с отменой строительства небоскреба «Охта-центра» в Санкт-Петербурге. Это не месть влиятельных сторонников башни, а всего лишь очередное свидетельство крайней слабости государственной политики в сфере сохранения культурного наследия и существующего непонимания государством важности этой деятельности.