Кремлевский спецотряд еще не перевел свои рейсы из «Внуково» в «Шереметьево», а полеты первых лиц государства уже не на шутку взволновали аэропорты, авиакомпании и чиновников. «Шереметьево» разводит руками: извините, нам не хватает стоянок для самолетов, наша пропускная способность снижается на 15%. Перевозчики хватаются за головы, «Аэрофлот» плачет: высокий сезон на дворе, а нам придется корректировать свое расписание, прибыль недополучим. А теперь вот на совещании у вице-премьера Игоря Шувалова обсуждается: а не переселить ли «Аэрофлот» вместе с «дочками» в «Домодедово» вовсе? А «Шереметьеву» отдать других перевозчиков из «Домодедово». Но сегодня же главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву разговоры о «Домодедово» пришлось прекратить: переезжать никуда не собираемся, «Шереметьево» – наш дом родной, и вообще, ничего такого на совещании у вице-премьера не обсуждалось, все это клевета и наветы. Кроме того, начальник главной авиакомпании страны совершенно справедливо заметил, что содержание флота одной авиакомпании в двух разных аэропортах скажется на экономике «Аэрофлота». Остальным участникам этой истории тоже пора бы признаться: снижение пропускной способности «Шереметьево» если и произойдет в действительности, то ни на что не повлияет, и на этом успокоиться. И вот почему. У каждого героя этой волнительной, но насквозь искусственной драмы, есть свои желания, потребности и проблемы. А раз речь зашла об обслуживании первых лиц государства, то велик шанс донести свои чаяния до вышестоящих товарищей. Взять, к примеру, «Домодедово». Не так давно этот частный аэропорт проиграл государственному «Шереметьево» войну за строительство третьей взлетно-посадочной полосы. Аэродромы у нас – государственное имущество, поэтому полосы строятся за казенный счет. А денег в казне только на одну полосу – решено было отдать их под «Шереметьево» (зачем лишний раз помогать конкуренту, частному бизнесу в лице «Домодедово»?). Но «Домодедово» не сдается: давайте нам «Аэрофлот», мы его примем, только третью полосу нам постройте. Аэропорт, конечно, надеялся, что если не для него, то под давлением мощи национальной авиакомпании и ее нужд полосу ему построят. Если, конечно, до переезда действительно дойдет дело. Савельев одним словом сегодня разбил домодедовскую мечту о его компании. Хотя совсем недавно «Аэрофлот», расписывая в своей стратегии все проблемы «Шереметьево», мешающие ему как следует развиваться, признавался, что не прочь поселить в «Домодедово» одну из своих будущих «дочек». С давних пор сама теоретическая возможность смены аэропорта для «Аэрофлота» была не более чем инструментом влияния на «Шереметьево». Чуть что «Аэрофлоту» не нравилось – он тут же начинал грозить переездом. Но кому откуда летать, а уж тем более, откуда летать главной авиакомпании страны – исключительно политический вопрос, который находится вне компетенции ее генерального директора или даже целого совета директоров. Поэтому «Аэрофлот» может появиться в терминалах «Домодедово» разве что в случае национализации последнего (что, кстати, совсем не исключено, судя по тому, как серьезно вцепились чиновники всех мастей в этот частный аэропорт после теракта). У «Аэрофлота» есть еще один инструмент влияния на ситуацию – сокращение числа рейсов и снижение прибыли – о котором он говорит в контексте сокращения пропускной способности «Шереметьево». Собственник, то есть, государство, по идее должен испугаться такой перспективы. Зря что ли всем миром помогали «Аэрофлоту» возвращаться на рынок туристических перевозок? Но в такой расклад могут поверить, наверное, только наивные, ничего не понимающие в авиации и «Аэрофлоте» чиновники. Дело в том, что у «Аэрофлота» есть дочерние авиакомпании: две собственные («Дон» и «Норд») и шесть «приемных» (ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Владивосток-авиа», «Сахалинские авиатрассы», «Саратовские авиалинии», «Оренбургские авиалинии»). Они представляют собой не только головную боль для материнской авиакомпании, но еще и дают потрясающие возможности для перераспределения нагрузки. Все то, что не сможет выполнить «Аэрофлот» сам, могут сделать за него дочерние предприятия. Причем, в аэрофлотовской практике этот прием неоднократно применялся: в период нехватки воздушных судов национальный перевозчик посадил на региональную сеть именно дочерние компании. Более того, эти «дочки» уже выполняют часть рейсов во «Внуково» и при жесткой необходимости могут увеличить нагрузку на этот аэропорт – главное, конечно, это сделать так, чтобы стыковки «Аэрофлота», «дочек» и альянса Sky Team в «Шереметьево» не нарушились. То есть, перевести во «Внуково» можно было бы те рейсы, которые не вписываются в стыковки или не очень принципиальны для них. Ведь в связи с ремонтом крестовины взлетно-посадочных полос во «Внуково», из-за которого, собственно, и начался этот сыр-бор с переездами авиакомпаний и спецотрядов, пропускная способность этого аэропорта не снизится. Он просто не сможет принимать тяжелые самолеты типа Boeing 747, Boeing 777, Ил-96, Ту-154, которым не хватит для взлета и посадки имеющейся длины полосы до ремонтируемого перекрестия. А это значит, что такие самолеты, как Airbus 320 и Boeing 737, вполне могут летать из «Внуково». И, наконец, «Шереметьево» тоже пора бы перестать трезвонить о снижении пропускной способности в связи с перебазированием спецотряда. При обслуживании литерных рейсов во «Внуково» аэропорт закрывался ненадолго. Эти временные закрытия не могут существенно повлиять на работу других авиакомпаний. «Шереметьево» говорит, что стоянок не хватит. Только вот почему-то когда о переселении в него кремлевского авиаотряда только зашла речь, аэропорт утверждал, что пассажиры и перевозчики не почувствуют на себе каких-то неудобств в связи с этим, а теперь вот выясняется, что есть проблемы. Так что изменилось? Но на самом деле в «Шереметьево» сейчас есть одна главная проблема: дележ терминала D, который построил себе «Аэрофлот». Решено было, что все терминалы в «Шереметьево» должны управляться одной рукой, и вот теперь все заинтересованные стороны отчаянно ищут компромисс по условиям передачи терминала, пуская в ход различные инструменты вроде угроз переезда в «Домодедово» или сокращения пропускных возможностей, выручек, прибылей. Все это выглядит как попытки участников событий подергать друг друга за хвост: вдруг удастся выбить себе наиболее благоприятные условия существования.