об изменениях в работе пресс-служб телеканалов:
На моей памяти было, как минимум, три этапа.
Первый – когда пресс-служб не было, и на меняющихся каналах не очень было понятно до конца (особенно, когда умирала система советская), кто за это отвечает. Как и неясно было, кто с кем в принципе общается. И оттуда, наверное, идет отчасти традиция общения с [телевизионными] начальниками напрямую. Такую традицию постоянного общения и приглашение журналистов на праздники, корпоративные мероприятия, заложило НТВ времен Гусинского. В 1993–1994 годах мы узнали, что есть вот такие пресс-секретари, что у них есть помощники, что они нам что-то рассказывают и пересказывают. Они приглашали периодически журналистов и держали в поле зрения.
Постепенно таким типом пресс-служб обзавелись все каналы, и какое-то время они были в полудружеских отношениях, светско-дружеских, а не технологических. И работали они по одному–два человека, и эти отделы не разрастались в отделы промо, в отдельные сегменты, которые курировали отдельные направления вещания, или как в холдингах – отдельные каналы. До середины 90-х они были домашними. Это отчасти, может, и осложняло ситуацию – отношения были менее формальными, чем того требуют отношения журналиста и пресс-службы. А с другой стороны, давали (как и все тогда, в силу рукотворности процессов) больше инсайда. Легче общались: и нас (журналистов, специализирующихся на теме ТВ), и их было немного.
А потом появилась эта система пиаровских промо-действий, больших компаний, налаженных рассылок – это ближе к концу 90-х. И постепенно выстроилась та система, которую мы имеем сейчас.
Сейчас есть руководители пресс-служб, которые занимаются стратегией, крупными мероприятиями и допуском к телам главных людей. Есть их замы по направлениям. Есть барышни, которые занимаются больше маркетингом, рекламодателями или делят издания (те, кто занимается, скажем, светскими СМИ или более качественными СМИ), программами или разными направлениями вещания. Это разветвленная система координат, которая мне лично полезна. Например, анонсирование очень удобно, а раньше такого массированного анонсирования накануне выхода [программ] не было.
Большие службы стали менее личностными. Из-за того, что пресс-секретари были фигурами: с первыми лицами они были если не на дружеской ноге, то, по крайней мере, на неформальной, а не на технологической, – добиться интервью или эксклюзива было проще. Хотя и сейчас для части журналистов это проблемы не составляет. У кого-то просто есть связь с начальниками. Кого-то связывают сразу. Но разветвленность изменила взаимоотношения – они стали более технологичными, формальными. И молодому человеку, который вступает в профессию и хочет прорваться, сейчас гораздо сложнее, чем было нам. Формально [пресс-службы, говорят] – да, но дают то, что нужно компании или пресс-службе, а не журналистам. Для ленивого журналиста жизнь облегчается – вот они дают то, что можно пережевывать: они все красиво рисуют, предоставляют финансовые данные – можно не заморачиваться. Но это не дает абсолютно выполнять свои функции журналисту сомневающемуся, задающему вопросы, вытаскивающему то, что хотят скрыть, или то, что не хотят, чтобы знали. В этом смысле журналистам стало сложнее, а пиар-службы окопались и чувствуют себя гораздо более комфортно и уверенно. И в этом смысле они выполняют работу вполне качественно. Хотя мы к ним привыкли, и без них было бы сложнее.
Начальники стали более закрытыми, и это связано как с изменившейся общей ситуацией, так и с тем, что они повзрослели, во многом стали людьми, которые реально определяют смысловые потоки. Они причислены к некой касте, с ними отдельно советуются или отдельно дают указания. Им уже давно ничего не надо доказывать. И в общем они уже давно устали от многих вопросов и сомнений, раздражающих их: не хочется в очередной раз с кем-либо откровенничать. Гораздо более удобно быть серыми кардиналами. Они уже не нуждаются в публичности. Они уже все доказали себе, окружающим и начальникам. И им вполне лениво отвечать на официальные интервью. Так, поговорить неофициально они иногда готовы, но и это происходит все реже. А интервью они дают все реже и реже, и только по концептуальным поводам.